Помнится, по характеристике Ленина, революционная ситуация – это когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому. Что происходит в Киргизии? Действительно, революционный переворот или, как в “революцию тюльпанов”, смена одних ханов другими? На улицах пахнет не цветами, а кровью и пожарами.

Тема вызывает волнение не только по той причине, что гибнут люди. Нет ли здесь прообраза возможных политических катаклизмов в нашей стране? Мне (азиатке по рождению) кажется, что мы во многом похожи: киргизы, как и россияне, добродушны и терпеливы, крайне неприхотливы. Какие причины могли спровоцировать взрыв? “Причиной волнений, окончившихся сменой власти, стало повышение тарифов ЖКХ – решением правительства самой бедной страны СНГ цена электроэнергии повышалась 2,5 раза, а тепла – в 5 раз. В результате в стране начались стихийные выступления граждан, на прошлой неделе, после ареста лидеров оппозиции, переросшие в полномасштабную революцию.”

Вот и у нас словно слышен подземный гул – рост недовольства, которое пока не выплескивается в откровенные акции неповиновения правительству. И у нас по непонятным причинам растут тарифы, далеко опережая рост зарплат и все пенсионные надбавки. В условиях варьирующегося по интенсивности и окрасу, но не прекращающегося кризиса живут поколения россиян на протяжении десятилетий, переходящих в столетия. Устали от бедности. Устали платить за элементарные человеческие условия по самым высоким расценкам: чтобы получить жилье, чтобы вывести детей “в люди” надо выжать себя без остатка, отдать здоровье и жизнь. Кто бы удивлялся, когда на международных соревнованиях побеждают наши спортсмены-инвалиды? Вся их жизнь в стране, где никого не жалеют, сплошной экстрим и замечательная ежедневная тренировка!

Но вернемся в кипящую народным гневом Киргизию.Оппозиция пыталась руководить процессом – влиять на политику зарвавшихся баев (родственники президента “приватизировали” всю страну) через народные сходы, курултаи. “К сожалению, не выдержали нервы у таласского курултая. Там люди очень агрессивно выразили свое негодование, и началось избиение высокопоставленных лиц. Народу надоело, что власть о нем отзывается, как о быдле”, – рассказывает глава временного правительства Роза Отунбаева. Погибло около 80 человек, более полуторы тысяч раненых. “Что заставило вас идти под пули?” – спрашивала она, посещая больницы. Желание изменить жизнь, возмущение социальной несправедливостью – вот причины.

И нам есть о чем задуматься, наблюдая за потерявшими природную сдержанность азиатами. Социальная напряженность как в стране, так и в отдельно взятой Ульяновской области высокая. Не пора ли правительству области склонить свои взоры к социальным проектам? До сих пор всемерно пропихивают, пиарят и лоббируют проекты коммерческие, где социальная составляющая – лишь “сбоку бантик”.

Наталья Кайнара.