«Круглый стол» по теме «Перспективы и преимущества газеты в сети интернет» собрал представителей печатной и электронной прессы Ульяновска.

Разговор почти сразу вышел за рамки обозначенной темы и вызвал оживленную дискуссию. Образовались, условно говоря, три группы – молодых, продвинутых и амбициозных электронщиков, зубров печатной прессы и тех, кто успешно осваивает оба поля.

Каждая сторона доказывала свои преимущества.

«Печатники», например, говорили о том, что суммарный тираж периодики пока явно превосходит число посещений местных сайтов и порталов, «электронщики» указывали на высокие темпы роста числа таких посещений, третьи, назовем их сторонниками «конвергенции», доказывали, что работа на информационные ленты в интернет-пространстве параллельно подразумевает наполнение газетных полос, и одно другому должно не мешать, а помогать.

Когда стало ясно, что тема необъятна и каждая из сторон права, страсти несколько улеглись.

Тогда заговорили о достоинствах каждой отрасли, или феноменах, только ей присущих. У печатной прессы, судя по высказываниям, таковых оказалось три. Во-первых, печатному слову, как и прежде, верят, верят априори, несмотря на всевозможные ярлыки и претензии. Во-вторых, с точки зрения жизненного удобства и удовольствия, взять газету или журнал в руки, усевшись в кресле или на диване, предпочтительнее, чем пялиться в монитор. В-третьих, интернет-издание не способно заменить газету как текстовый носитель важных сведений. К примеру, официальные печатные издания публикуют документы правового характера, содержащие не просто дословное воспроизведение законов, постановлений, распоряжений и т. п., – они их определенным образом компонуют и располагают, точно указывают все реквизиты и ссылки. Здесь малейшая ошибка может привести если не к трагедии, то к большим проблемам. Юристы знают, что документы, которыми пользуются государственные, судебные и иные органы, публикуются вообще в специальных сборниках-сводах, каждый экземпляр которых нумеруется и рассылается в инстанции. Официальный же газетный вариант, к примеру «Российской газеты», служит для первичного публичного ознакомления с документом как таковым. И когда говорят, что такой-то закон опубликован на сайте, надо помнить, что его распечатка всего лишь версия, ноне законная копия.

Доводы тех, кто использует информационные технологии применительно к СМИ, оказались не менее весомы. Во-первых, интерактивность, возможность немедленной «обратной связи» с аудиторией, обмена мнениями по поводу прочитанного или увиденного. Здесь другая сторона, как выразился профессор УлГУ Олег Самарцев, «управляет публикацией», становится не только потребителем информации, но и ее источником. Это уже совершенно иная ситуация. И не случайно сайты, или порталы, крупных СМИ являются не клонами печатного издания, а вполне самостоятельными электронными источниками информации, применяющими наряду с текстовыми весь спектр доступных мультимедийных средств, будь то видео или аудиовизуальные образы. Но все же, оговорился Олег Робертович, в массе своей современная электронная журналистика скорее формируется не информационными порталами, а блогосферой, тем, что называется «гражданской журналистикой». То, что происходит сегодня в этом секторе, не поддается никакому осмыслению, и пока идет период накопления первичной информационной массы.

Сейчас можно применить лишь одно определение – «депрофессионализация». Сегодня гражданская журналистика не может быть профессиональной в силу того, что она лишь нарабатывает нормы, которые войдут в правило лет через 10-15. Гражданский журналист сегодня – это человек, имеющий что сказать, умеющий оформить мысль в словах и выходящий с этим в интернет.

Выступавшие электронщики-практики остановились на нескольких моментах. Во-первых, несмотря на невыгодное соотношение числа посетителей местных сайтов и подписчиков, рекламодатели вовсе не игнорируют этот сектор рекламного рынка, а охотно размещают баннеры, слоганы и тексты на сайтах. По словам Алексея Князева, работающего в одном из интернетагентств с «ульяновской» пропиской, 18 процентов населения России получают информацию из интернета. Причем по регионам эта величина сильно разнится, в столице и крупных городах число тех, кто «читает» с интернета, на порядок больше. Ведь если газету или журнал надо сначала купить, то информацию из всемирной сети можно получать бесплатно. Если печатное издание имеет четко ограниченное число полос, то интернет стирает все ограничения и предлагает неограниченное количество информации. Больше плюсов, по мнению Князева, и для рекламодателя, в сети реклама может быть более гибкой и управляемой.

По словам интернет-технологов, электронная версия – не самоцель, прежде чем печатное издание перейдет в интернет, оно должно понять цели и просчитать результат, чтобы не прийти к ситуации, когда читатель будет просматривать газету в интернете и откажется от подписки. Такая опасность нависла, к примеру, даже над рядом влиятельных изданий в Европе и США.

Ключевой фигурой в интернет-издании является WEB-редактор. Занимающая такую должность в одной из популярных газет Татьяна Петрова рассказала, что значит пропускать через сайт большое количество материала – текстов, фотографий, видео. «Надо уметь писать тексты, монтировать, ставить, постоянно обновлять… Это огромный объем работы, тут уж не до выходных…».

Общий вывод: как минимум еще 10-15 лет электронные и печатные издания будут мирно сосуществовать, занимая свои ниши. Но если первые наращивают свою экспансию, вторые становятся все более «культовым фактором» из разряда приятных спутников человечества, таких, как книга или театр.

Как известно, мифологический Ахилл не мог догнать черепаху. Сегодня СМИ все более уподобляются Ахиллу, стремящемуся обогнать само время. Объемы информации колоссальны, и человеку не всегда уютно в этом океане.

Иногда ему хочется сесть в беседку и взять любимую книгу. Пока хочется…

Александр ЩЕРБАКОВ