«Я боялась что-нибудь сморозить, которое осядет в голове», «Я чувствовал себя безопасным на уроке», «Так, разомнем свои мозги», «Извлекать знания из своей черепной коробки»… Эти фразы не придуманы специально, а «извлечены из черепной коробки» студентов УлГПУ и записаны преподавателем педуниверситета Анатолием Марасовым.

Накиданные на обложку его новой книги, они скрывают целое филологическое сокровище. Под обложкой таких высказываний собрано более двух с половиной тысяч. При первом прочтении они вызывают смех, но при осмыслении проделанной ученым работы способны вызвать и слезы.

Биолог Анатолий Марасов преподает на естгеофаке два предмета, в том числе эволюционное учение. Проверяя усвоение студентами знаний о развитии видов, ученый стал свидетелем процессов развития совсем другой сферы – речевой. Правда, назвать эти процессы эволюцией он вряд ли решится. Тут больше уместен термин «деградация».

– Я не филолог, но у меня есть очень устойчивый интерес к чистоте русского языка, проблемам языкознания, филологии, – объясняет ученый, почему он занялся филологическим трудом. – Эту книжку я собирал лет 15. Нацеленный на нормальную речь, стал фиксировать отклонения. Это очень смешно. Травянистое животное вместо травоядного, обаятельный орган вместо обонятельного, заяц-рысак вместо русака, козлодой вместо птицы козодоя. А вот первая фраза: «Встаньте, поприветствуйте учителя, я все-таки учитель, а не кто-нибудь!».

Анатолий Марасов открывает книгу, для начала которой действительно подобрана очень подходящая фраза. За ней следуют еще несколько сотен подобных. Их почти за 15 лет набралось на 170 книжных страниц. Высказывания студентов преподаватель собирал на своих семинарах, школьных уроках и педагогической практике. Собирал не тайно.

– Я с самого начала не делал секрета от студентов. Предупреждал их во время занятий. Когда они сами говорят, такие фразы не замечаются, но когда потом акцентируешь на них внимание, студенты сначала находятся в некотором ступоре.

А потом доходит – это же действительно смешно.

И я каждый год подводил итоги, выбирал «лучшие» высказывания. Озвучивал их перед курсом, и люди воспринимали это так, как нужно, – со смехом, – рассказывает Анатолий Николаевич.

При этом авторство фраз он никогда даже не записывал. Дело не в том, что конкретный человек так разговаривает, объясняет ученый, а в том, что наша речь беднеет и становится все более далекой от культурной. И если читать сборник Марасова с этой точки зрения, то становится уже не до смеха. Ведь речь не идет о конкретных студентах конкретного вуза – подобные процессы происходят повсеместно.

«Записанные фразы были произнесены серьезно, без малейшего намека на потеху, без претензии на посторонний смех… Я думаю, что язык как индикатор в данном случае высвечивает глубокую проблему – болезнь общества», пишет Анатолий Марасов в предисловии к своей книге. «Тут, конечно, не юмор. Идут определенные процессы в обществе, и сленг, и речевой мусор возникают как их индикаторы. Сейчас и СМИ говорят таким языком – вырви из контекста, обхохочешься. И руководители наши все чаще говорят какими-то физиологизмами», продолжает ученый эту мысль уже в разговоре.

Если оценить складывающуюся ситуацию с точки зрения биологии, то картина получается нерадостная. «Чем меньше разнообразия в биоценозе (совокупности видов на одной территории), тем он неустойчивее. Так и язык: чем меньше слов у нас остается в общении, тем слабее люди психологически устойчивы, тем больше они склонны к чисто физиологическим поступкам», проводит межнаучную аналогию биолог.

Падение речи до «физиологизмов», по его мнению, – очень тревожный знак. Язык то ли пытается подать сигнал о происходящейв обществе деградации, то ли уже деградирует вместе с ним.

«Язык восстает, но нам не столько смешно, сколько бесконечно грустно. Выхватим несколько фраз и придадим им вопросительный смысл: «Почему человек вышел из обезьян?» и разве «мы млекопитающие» до сих пор? Еще сильнее: неужели «мы – многоклеточные организмы»? И действительно ли «нам голова для того, чтобы мозги развивать»?

Эти задорновские фразы грустны. Есть ли у нас вообще голова?» – развивает мысль Анатолий Марасов в своем предисловии.

Анатолий Николаевич много лет занимается творческим наследием работавшего в нашем городе ученого Александра Любищева. У него, говорит преподаватель, есть прекрасная мысль, подходящая к поднятой книгой теме. Взорвать гнилое общество можно, но после взрыва гниль никуда не исчезнет, а упадет обратно, поэтому от болота надо избавляться путем длительной ирригационной многолетней работы. Так и бороться за чистоту языка надо не по-буденновски, а спокойно, не спеша, систематично, и это будет очень длительная борьба. Книгу Анатолия Марасова, хоть она и фиксирует плачевную ситуацию с нашим языком, можно считать первым и даже категоричным шагом на пути к такой борьбе. Собранные воедино примеры «физиологической» речи вызывают смех. А смех – это признак силы. Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым, написал по другому поводу Карл Маркс. Сформулированная философом истина верна и в нашем случае: смех над страницами книги – признак осмысления, что что-то не то происходит с нами. А если со смехом приходит такое понимание, значит, остается и светлая перспектива.

Лидия ПЕХТЕРЕВА