В Художественном музее открылась выставка «Война. Победа». На стенах старинных залов картины – только о Великой Отечественной войне.
Среди картин произведения не только ульяновских художников.
Есть полотна, написанные участниками войны (Д.Тарасов, «Взятие Калуги в 1941 году», например), хотя, конечно, это уже послевоенные воспоминания от сражений. Как говорили на открытии вернисажа, тема той войны для искусства вечная.
Вряд ли когда-нибудь перестанут писать об этом картины, книги, снимать фильмы. Но вряд ли сегодня, спустя 65 лет, может получиться что то более живое и достоверное, чем написанное сразу, по горячим следам едва ли не в прямом смысле этих слов.
Потрясает картина Гелия Коржева Чувилева «Мать». Это полотно выделяется среди всех остальных.
На нем нет ни солдат, ни войны с ее взрывами, кровью, оружием, ни знамен ничего, возникающего в голове при слове «война». Есть только женщина, убитая горем, уставшая от горя. Она сидит, положив голову на ладонь, она смотрит куда то в пустоту, почти закрыв глаза.
Она съежилась от горя, она маленькая и беззащитная, у нее, наверное, сын на войне. Может, он там погиб, может, он погибнет. Можно сравнить эту мать с Родиной, которая также в годы войны ждала своих сыновей, опершись на ладонь, седая, старая, средоточие горя, страдания и сопереживания. Она устала от похоронок, как и вся страна, она устала ждать и бояться. В этой картине гораздо больше войны, чем в любом современном боевике о доблестных советских воинах и глупых немцах. В этой женщине суть войны. Не нужно показывать взрывы и кровь. Чтобы до нести смысл а если точнее, бессмысленность войны, нужно просто показать Мать. Вот такую, горестную, трагичную, ждущую.
Вообще, собственно войны на картинах мало. Есть околовоенный быт: село, в котором встречают уходящих на войну и вернувшихся солдат, госпиталь, землянка, в которой поют песню… Батальных сцен очень мало. Ульяновский художник Аркадий Егуткин, на выставке представ лена его картина «Возвращение», объяснил это тем, что вспоминать все, что было, очень сложно. Художники, бывшие на фронте, почти ничего, кроме карикатур, там не рисовали времени не было, да и же лания: не хотелось выплескивать негатив, кровь и грязь на белое полотно… Глядя на картины о войне, мы ищем на них живых людей, которым не нравится на войне, а не суперменов, которые лихо кромсают врагов потому что в первых гораздо больше правды, чем во вторых. Слушая песни о войне, мы слышим моление «Жди меня» и хотим услышать об огоньке в тесной землянке, а не о бомбардировщике в небе. В той войне мы ищем жизнь, а не смерть, как и художники, чьи картины представлены на выставке. Ведь можно было бы рисовать развороченные танки, трупы, картины некрасивые, но натуралистичные… Однако художники писали не о «смерти из-за…», а о «жизни вопреки». На картине «Песня» Яновской солдаты вполне веселы, они поют, они живут, хотя им «до смерти четыре шага». На картине Дмитрия Мочальского «Зоя Космодемьянская перед казнью» самый живой персонаж сама Зоя, она светится жизнью, которой суждено скоро оборваться… Егуткин рассказал, что свое «Возвращение» он на писал, представляя, как его отец, погибший в 43м году, вернулся бы с войны. Он тоже искал жизнь, воз вращение погибшего отца хотя бы на картине.
На открытие выставки пригласи ли жену художника Юрия Куликова автора картины «Сталинградский маршрут». Ей вручили подарок, сказали несколько слов о том, какие она прекрасные стихи писала, как любила она своего мужа… А она сидела и прятала слезы в ладони. Видимо, на помнили ей и о муже, и о войне. И эта небольшая сцена показала, что такое война и память о ней, лучше, чем все пафосные слова, произносящиеся на уроках истории в школе.
Сергей ГУРЬЯНОВ