В жизни нет ничего более постоянного, чем перемены, – этой заповеди придерживается главный художник театра кукол Сергей Сваричевский, оно и ясно. Есть еще люди, описанные Пушкиным и Лермонтовым: некие любимцы женщин, свободолюбивые мужчины в поиске себя… Или это образ «бродячего художника», который идет по жизни, не задерживаясь долго на одном месте?

Не быть плоским

– Моя мама работала в театре драмы имени Горького в Ташкенте, где, можно сказать, я и рос до 9 лет, – вспоминает Сергей. – Меня за ручку приводили в театр после школы, а там был свой детский сад: дети актеров, режиссеров, художников… Такая своя внутренняя жизнь. Однажды я даже сыграл эпизодическую роль маленького художника-беспризорника, но на этом актерский опыт закончился, да и желания не было продолжать.

Вскоре новым «домом» Сергея стал Ульяновский театр драмы (родители развелись – сын с мамой переехали). Дальше Сваричевский учился в архитектурном в Казани, но не окончил его, говорит, неинтересно творческому человеку заниматься расчетами, отслужил в армии (там, конечно же, были свои привилегии как у художника), окончил театрально-художественный институт в Ташкенте, но к театру до 2007 года не имел никакого отношения: – Занимался тем, чем было выгодно: реклама, строительство небольших домов, оформление интерьера, даже пробовал пчел разводить, рассказывает Сергей. – На мой взгляд, человек должен развиваться как теоретически, так и практически, вообще со всех сторон: быть некоей наполненной сферой, поверхность которой – ровная, а не с выпирающими гематомами, но никак не плоскостью. Конечно, есть случаи, когда люди полностью отдают себя искусству, но это, наверное, уже фанатизм или дар.

В гардеробе всегда зима

Однако как ни сопротивлялся Сергей Сваричевский, а театр все же заманил его снова: – Меня пригласил на работу директор кукольного театра Сергей Гаврилов, я долго сомневался – внутренне бунтовал, а в итоге согласился. Интересно было все-таки попробовать себя в новом деле, да и, чего кривить душой, постоянный стабильный доход тоже привлек. Так я и попал в театр… Начал Сергей в театре кукол, как ни странно, со строительства – здесь многое пришлось поменять. Получилась такая импровизация на тему… К примеру, вешалка, с которой, как известно, начинается театр, теперь выглядит воплощением зимней красоты. Мы – северная страна, где большую часть года лежит снег, к чему большинство людей относятся негативно, я же, напротив, хотел показать красоту зимы, взяв ее за основу интерьера. Получилось царство Снежной королевы.

Идея со зрительным залом тоже родилась сразу: «бременские музыканты» эта тема близка театру, ведь музыканты сами были актерами. Плюс ко всему появился знаменитый мультик в 70-х, в котором сквозила тема хиппи. А что такое хиппи? Это любовь, любовь ко всему, потому-то в интерьере воплощена фраза из песни: «наш ковер – цветочная поляна» это зрительские места, «наши стены – сосны-великаны» это стены, «наша крыша небо голубое» – потолок… А дальше пошло творчество, ради которого, собственно, Сергей и пришел: – Режиссер «заказывает музыку», он же выбирает себе художника. Задача художника – понять, чего хочет режиссер, а когда контакт налажен, делаются первые эскизы, что в итоге выносится на суд художественного совета. Однажды худсовет не одобрил мою работу, во-первых, я не был согласен с его решением, во-вторых, я тяжело перенес эту критику, но почти ничего менять не стал – через некоторое время постановка была одобрена.

Что касается кукол, до прихода в театр я и не знал, как они делаются,оказалось, что с незапамятных времен сохранились механизмы их создания, разве что появился гипс (раньше куклы были деревянные) и папье-маше (смесь бумаги с клеем).

Эти шалопаи поросята

– Сейчас я работаю для детей, а потому просто не имею права тащить какой-то жизненный негатив в свои проекты. Вообще любая вещь несет в себе некую энергетику, информацию, даже если она не выражена словесно, а ребенок все впитывает, как губка, потому его нельзя засорять, вот почему я стараюсь всегда смотреть на все позитивно, по крайней мере, насколько это возможно.

Кстати, сам кукольный театр тоже начинался с позитива. Во время междоусобных войн в Китае, когда надежда на победу уже была утеряна, к императору пришел мудрец с советом выставить кукол в виде красивых девушек на крепостной стене. Спустя два дня враги отступили. Оказалось, что мудрец разузнал о слабости жены вражеского императора – ревности: увидев красавиц, она заставила мужа отступить. Так куклы спасли город. Так, собственно, и появились кукольные представления. Еще в древнем Китае куклы ввели в заблуждение целую армию, сейчас же их тоже все понимают по-разному.

У Сергея есть свое видение каждой постановки: – К примеру, спектакль «Три поросенка». Есть три оголтелых молодых человека, которым на месте не сидится,- это поросята, и есть персонаж, у которого уже все сложилось, – это серый волк, которого эти поросята все время достают. У меня волк в этом спектакле – с золотыми зубами, а поросята – дворовые мальчишки.

Или спектакль «Аленький цветочек» – все привыкли его воспринимать как повесть о Ромео и Джульетте, о первой пылкой юношеской любви. На самом же деле Аксаков писал об отцовской любви, способной на все ради счастья детей.

Даже если обратить внимание на хронометраж пьесы, то отцовская линия занимает почти все повествование, а тема спасительной первой любви всего 1/10.

– Если завтра вам сделают интересное предложение, Вы уйдете из театра?

– Да, – не задумываясь, ответил он…

Анна КОРНИЕНКО