«Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть» о такой радужной перспективе спели участники группы «Крематорий» (на снимке) в ресторане «Техас», куда невозможно было пробиться уже за неделю до концерта.

Удивительно, но Армен Григорян (вокалист и автор песен) утверждает, что творчество группы нацелено на очищение души и сердца поклонников.

Все разглядели маэстро

И что еще удивительнее – по счастливым лицам собравшихся было понятно, что души и сердца их очистились и исполнились радостью от наличия на сцене «самого веселого на этой планете ансамбля», как без лишней скромности поют о себе «крематорцы». А учитывая, что от сцены до зрителей в «Техасе» было рукой подать, очищение от грустных мыслей проходило еще легче. На самом деле, лучше места для такого концерта, пожалуй, и не придумаешь: напоминает американский ресторан где-то на диком-диком Западе. Только вот вместо лошадей стоят мотоциклы, а на сцене у главного ковбоя вместо револьвера гораздо более гуманная гитара.

Менялся состав группы, музыкальные пристрастия и даже название группы («Черные пятна» – «Атмосферное давление» – «Крематорий»), но ковбойская шляпа Григоряна неизменна – это его обязательный атрибут. Из-за него, кстати, Армен в 35 лет к смерти готовился. Экстрасенс на одном из концертов предсказал Григоряну: примешь ты смерть от шляпы своей, если не сожжешь ее. Шляпу Григорян сжег – не удержался, а когда пошел уже 37-й год его жизни, музыкант «устроил смертельную пьянку, празднуя окончание срока действия проклятия». А шляпы жечь Армену так понравилось, что теперь раз в пятилетку он обязательно повторяет этот ритуал на концертах. Жаль, в «Техасе» не стал так делать, и без костра там было жарко.

В Ульяновске все прошло очень быстро – концерт длился всего полтора часа – только вот места музыкантам на сцене было маловато размахнуться негде, особенно «страдал» скрипач, Максим Гусельщиков (заодно и клавишник), который совмещал не только игру на двух инструментах и бек-вокал, но и зажигательные танцы. Как он страдал, как страдал! Так художественно страдать не умеют даже в театрах. И чего только Максим со скрипкой своей ни делал: и в качестве гитары использовал, и носился с ней по сцене, а уж когда дали ему сыграть соло, все разглядели – маэстро.

Глоток воды

Концерт «Крематорий» начал с песни-дифирамба самому себе.

Кстати, Григорян не любит говорить о названии группы (надоело уже), отшучивается: – Если б я знал, что все это будет длиться так долго, я б посветлее чтонибудь придумал, типа «Солнышка», – обмолвился он однажды в интервью.

Приняли музыкантов на ура с песни «Ура!», не меньше радовались «Амстердаму», особо «оторвались» отдыхающие под хит «Катманду», а когда зазвучала «Безобразная Эльза», несколько пар даже медленный танец «изобразили».

Весь интеллигентский вид поклонников куда-то делся, его сменил кураж: по примеру Максима Гусельщикова взрослые дяденьки принялись отплясывать перед сценой.

Атмосфера у концерта была очень правильной – в тесноте, да не в обиде, единение артистов с залом чувствовалось и даже виделось: когда одну из поклонниц замучила жажда, Гусельщиков разделил с ней бутылку воды. Счастье девушки словами описать невозможно.

Зрители доверяли «Крематорию», ведь почти каждый мог узнать себя в песнях любимой группы: здесь были и приехавшие из Амстердама; и та, которую никто не сможет полюбить; и та, что держит по жизни джокер; и «девочка со взглядом волчицы» Армен всегда поет о реальных или типичных случаях из жизни. Зачем придумывать, когда вокруг один сплошной сюжет для песни?

– Рок-н-ролл жив концертами, и слава Богу, что каждый раз я ощущаю, насколько много людей разделяет наше мировоззрение, – говорит Григорян. И правда, как передать это зрелище в видео-, а тем более аудиозаписи?

Стало ясно, почему «Крематорий» так популярен. Он, видимо, тоже жив концертами, как самый настоящий рок-н-ролл. А после концерта приходит осознание, что ты и не подозревал, как ты любишь «Крематорий», пока не увидел его.

– Спасибо, крематорцы и крематорки! – благодарил Армен со сцены, а его благодарили аплодисментами.

Удивительно, но сколь бы мрачной ни была ирония в песнях «Крематория», с его концерта выходишь действительно очищенным. Как будто все твои негативные эмоции в самом деле засунули в мифический крематорий и сожгли, оставив только хорошие мысли и настроение.

Анна КОРНИЕНКО, Сергей ГУРЬЯНОВ.