Ее знают практически все жители региона, потому что на протяжении нескольких десятилетий она являлась бессменной ведущей городских концертов и праздников, и, конечно, прежде всего программ ульяновского телевидения, являясь его общепризнанным лицом. Накануне большого юбилея этой обаятельной женщины беседуем с ней, легендарным диктором Людмилой Александровной Ляшенко.
Курьезы от Ляшенко.
Когда-то мы работали в одну смену с другой ведущей, Еленой Старостиной. А так как мы обе не очень высокого роста, то на кресле у нас всегда лежала специальная подушечка, которую мы незаметно передавали друг другу. Делали это, когда кто-то читал за кадром погоду. В один прекрасный момент меня забыли предупредить, что погоду будут читать в кадре. И я, не зная, что нас показывают, как обычно подошла к Елене и стала выдергивать из-под нее подушку. Все вокруг растерялись, а Елена вжалась и мужественно продолжала говорить про погоду. Представляете, какая была в кадре картина: две девушки в прямом эфире борются непонятно за что…
Мой первый эфир запомнился мне тем, что у меня отнялись ноги – долго не могла встать после окончания программы…
Или вот что связано с известными людьми. Это была одна из первых моих передач. У меня – очень красивая прическа и новое специально сшитое платье. В Ульяновске проходил выездной съезд союза композиторов СССР, на который приехали корифеи того времени – Ян Френкель, Никита Богословский, Силантьев… Надо сказать, что из-за волнения я перепутала всех и вся. И, осознав, что, видимо, это мой последний эфир, я в ужасе замолчала. Тогда Ян Абрамович Френкель, царствие ему Небесное, сказал знаменитую для меня фразу: «Мы вот тут сидим все такие знаменитые, усатые. Совсем нашу ведущую Людочку запугали. Пойду-ка я ей лучше спою». И я как-то успокоилась. Поняла – как бы ни был человек знаменит, главное – его отношение к людям. Эфир вообще дает нам огромную возможность сделать доброе дело на большую аудиторию. Мне непонятно, почему сегодня никто на телевидении не понимает этой сверхзадачи.
– Что важного произошло в вашей жизни за последние годы?
– Прежде всего, уже 8 лет у меня другой спутник жизни, который, наверное, для меня награда за все прошлые неурядицы. Он кандидат наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии ульяновского военно-технического училища. Как говорится, настоящий полковник. И очень добрый человек, который принял меня и моих детей со всеми нашими проблемами. Благодаря именно ему произошло и другое важное событие – я пришла в педагогику. Никогда об этом не думала…
– Знаю, что вы защитили кандидатскую диссертацию…
– Сначала мой супруг привел меня в училище и предложил преподавать культурологию. Безумно благодарна этому предмету, потому что, все глубже погружаясь в него, я поняла – на самом деле все в нашей жизни повторяется и все преходящее. Культура дала мне философское осмысление бытия. Это важно, потому что преподавать, по моему глубокому убеждению, должны все-таки люди с опытом. Как бы сегодня не кричали о необходимости привлекать в образование молодежь.
Поняв, что мне удается и нравится преподавание, задумалась о передаче опыта телеведущего. А однажды посетовала через газету, что с телеэкранов уходит правильная речь. Тогда как раз в обиход стал активно проникать так называемый «падокаффский» язык (коверкание русских слов, сегодня практически общепринятое в Интернете), и я не могла не высказаться на эту тему. Мою статью увидел губернатор, и на ближайшей встрече предложил мне прийти с конкретными планами по подготовке телеведущих. А ведь мечтала я об этом еще лет двадцать назад! Так в 2007 году появилась «Школа речевого мастерства Людмилы Ляшенко». Впрочем, оказалось, что Школа в самом деле не касается только телевидения, занимаясь проблемой правильной речи в самом широком смысле.
– Но почему все-таки свою диссертацию вы посвятили национальной школе в Симбирске после революции? Это же так далеко от телевидения…
– Вам может показаться неожиданным, что, еще учась в первой школе нашего города, я работала в музее. В качестве «поискового задания» мне тогда достались потомки чувашского просветителя Ивана Яковлева, который тоже оканчивал первую гимназию. Я заинтересовалась… В чем особенности симбирского образования трехлетнего периода, который я рассматриваю в своей работе – с 1918 по 1921 год? Дело в том, что в национальных селах мечтали как раз об открытии русских школ, потому что хотели знать основной язык страны, желали приобщиться к цивилизации, и до революции это учитывалось как Яковлевым, так и Ильей Николаевичем Ульяновым. Однако потом прежняя система образования оказалась разрушена. И после революции многие национальности просто насильно заставляли изучать только родной язык как возвращение «назад, к корням». Были такие комиссары, которые делали это под дулом пистолета. Возникали даже восстания. Невероятно, но факт. Правда потом перекосы эти нашли и исправили.
– ПРОСТО НЕ МОГУ НЕ СПРОСИТЬ ВАС О ПОЛИТИКЕ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫ НЕДАВНО УШЛИ. КСТАТИ, КАК В ФЕДЕРАЛЬНОЙ, ТАК И В МЕСТНОЙ ПОЛИТИКЕ ВООБЩЕ ОЧЕНЬ МАЛО РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ (В ОТЛИЧИЕ ОТ БИЗНЕСМЕНОВ), И ЭТО, БЕЗУСЛОВНО, ПРОБЛЕМА.
– В депутаты я баллотировалась несколько раз. Впервые меня делегировали в ЗСО еще при Горячеве – тогда я проиграла. Потом сама попробовала избираться в Гордуму, и заняла второе место по округу, не предприняв практически никаких усилий по раскрутке. Третья попытка оказалась удачной – в какой-то период моя популярность снова оказалась востребована. Мне снова «предложили» участвовать в выборах, поставив партийную задачу – в этом мое отличие от большинства политиков. Решение идти в политику не было моим собственным. Вообще, я считаю, что во власть стремятся все-таки те женщины, которые не реализованы в личном плане. Не считая отдельных личностей, думаю, что сражаться, громко кричать о чем-то с трибуны не в женской натуре… С одной стороны, депутатская работа мне понравилась. Это, прежде всего, взаимодействие с людьми – когда-то я также общалась с ними посредством своих программ на телевидении. С другой стороны, было очень обидно, когда вдруг однажды услышала в свой адрес обидное слово «депутатша». И это после 30 лет уважения телезрителей. Я-то не изменилась, почему обо мне стали говорить и писать хуже?! Не понравилось и потребительское отношение избирателей-«просителей», которые звонили каждый вечер и в оскорбительной манере говорили «вы мне должны то-то и то-то».
– Прямо как в «Мастере и Маргарите» – «никогда ни у кого ничего не проси, особенно, тех, кто сильнее тебя». А у вас – «ничего никому не должна»…
– Конечно, это же и есть мой принцип по жизни!.. Вспоминается, как по просьбе избирателя мне однажды удалось провести освещение на одной из улиц. А он потом позвонил и сказал: «когда вы нам крышу покроете»…
– ДАЙТЕ ПОПИТЬ, ПОТОМУ ЧТО ЕСТЬ ХОЧЕТСЯ И ДАЖЕ ПЕРЕНОЧЕВАТЬ НЕГДЕ…
– ИМЕННО ТАК. НО Я-ТО ЗНАЮ, ЧТО СДЕЛАЛА ВСЕ, ЧТО МОГЛА. ВОТ МНЕ, К ПРИМЕРУ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ СТИХИ САШИ ЧЕРНОГО. (СМЕЕТСЯ – ПРИМ. АВТ.) В «ПОСЛАНИИ К ЖЕНСКОМУ СЪЕЗДУ», НАПИСАННОМ ЕЩЕ В 1908 ГОДУ (!), У НЕГО ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СТРОКИ – «И ЕСЛИ В ТРЕТЬЕЙ ДУМЕ МЫ ЦВЕТЕМ, КАК РОЗЫ СРЕДЬ ЗИМЫ, ТО БЛАГО ВАМ, ЧТО ВЫ НЕ ТАМ…» СПАСИБО НАМ, ЧТО МЫ НЕ ТАМ!
– За переменами на телевидении следите?
– Оно изменилось кардинально. То, что с экранов ушла доброта, ушли искренние чувства, видят и замечают все. Причем самое потрясающее, что они как-то возвращаются к нам в искусстве. Фильмы и даже сериалы постепенно становятся качественнее. А сами телепередачи только удаляются от простого человека. Между тем на протяжении всей своей телекарьеры я была сторонницей обращения именно к простым людям, в которых всегда можно найти таланты. Зрители до сих пор вспоминают мою программу «В своем кругу», сделанную на местном уровне с той же теплотой к простым труженикам и их семьям, что и «От всей души» Валентины Леонтьевой. Где такие программы сегодня?! В наше время объективы направлены только в сторону представителей элиты. И за информативностью многое потеряно. Информирование и воспитание посредством телевидения долгие годы шли параллельно. А кто теперь думает о том, как слово отзовется? Раньше на телевидение приходили люди высококультурные и образованные, конкурс был 30-40 человек на место, и они делали прекрасные сюжеты, теперь же набирают практически кого попало. Отсюда – очень слабые информации, рассказанные настолько плохим языком, что даже не всегда понятно, что имели в виду. Поэтому единственной отдушиной остается канал «Культура».
– Почему же так происходит?
– Во-первых, дело в безразличии руководства. Эфир как-то заполняется – и ладно! Во-вторых, умный человек сегодня может просто не пойти работать на телевидение. Посмотрит программы, оценит уровень и подумает – “не дай Бог я там стану таким же, как они”. Получается парадокс – эта работа создана для одаренных, а они туда не попадают… Когда на телевидение семнадцатилетней впервые пришла я, каждый в когорте режиссеров, журналистов и ведущих представлял из себя настоящую Личность. И они относились ко мне очень критически. Поэтому доказать, что я что-то могу в этой профессии, конечно, было нелегко, но наверное, именно поэтому мне удалось добиться результата. Просто я очень хотела работать, на самом деле много читала, экспериментировала со своим внешним видом. Не ждала, что ко мне придут, причешут, загримируют и все за меня напишут.
– А свои секреты молодости у вас есть?
– «Я помню, мне исполнилось три года, а вы уже были на экране», – это я слышу часто… Отвечу честно: все тридцать лет на телевидении мне некогда было так уж сильно ухаживать за собой. Вы удивитесь, узнав, что один из моих «секретов» такой – мне всегда приходилось много говорить в кадре. Речь с подчеркнутой дикцией – это же прежде всего мимика! То есть постоянный внутренний массаж лица. А гламурные красотки говорят мало, предпочитая делать подтяжки. (Смеется) На самом деле лучше постоянно говорить и… улыбаться. И еще – все время что-то улучшайте в своей жизни. Не утруждайте себя обременительными диетами. Лучше найдите то, что вам нравится. Примите ванну, прогуляйтесь на природе или почитайте хорошую книгу. То есть регулярно доставляйте себе какие-нибудь мелкие радости. Даже домашние дела можно делать только по мере настроения. Сегодня не хочется, значит, захочется завтра…
Сегодня мне хорошо дома. Рядом – любящий муж, настоящий хозяин, тринадцатилетний сын Дима, который учится в школе, мои родители. Живем вместе. Несколько лет назад у нас появился собственный дом. Не хватает, конечно, старшего сына Кирилла, который живет в Москве и работает в банковской системе.
– О чем думаете накануне юбилея?
– Честно говоря, я не собиралась его праздновать. Хотела на день рождения уехать в город своей юности Будапешт вместе с мужем. Мои друзья этому очень воспротивились, после чего вечер, посвященный юбилею, все-таки решили провести – он состоится в филармонии 14 мая. О чем думаю перед этим событием? Лучше всего ответить словами того же Саши Черного, с которыми я на вечере обращусь к своим гостям. «А вопросы, вопросы не знают ответов – налетят, разожгут и оставят как корь. Соломон нам оставил два мудрых совета: убегай от тоски и с глупцами не спорь…»
Александр ФИЛАТОВ