Конфликты между водителями маршрутных такси и пассажирами случаются очень часто. Поводом для словесной перепалки (в лучшем случае) может стать что угодно: от курения водителя в салоне до крупной купюры, которой пытается расплатиться пассажир. Читатель В.Крижинский в письме, присланном в редакцию, рассказал и вовсе о вопиющем случае, свидетелем и участником которого он стал недавно.

«14 апреля я имел неудовольствие ехать в маршрутном такси №102 из нового города на север, потому что стал свидетелем неприятного инцидента. На одной из остановок на переднее сиденье «Газели» села девушка и долго не могла пристегнуться ремнем безопасности – судя по всему, крепление было неисправно. Удивила на все это реакция водителя. Вместо того чтобы помочь пассажиру, он вернул ей деньги и с матюками выгнал из маршрутки.

На место девушки сел парень и также долго не мог пристегнуться.

Матюки посыпались и на него, да так, что было слышно во всем салоне, где более половины пассажиров были женщины. На мое замечание, вместо того чтобы обкладывать пассажиров матом, лучше помог бы пристегнуться, ругань посыпалась и на меня. Из всей его тирады самыми корректными были слова: «Закрой рот, а то и ты вылетишь отсюда!».

Я огляделся в салоне в поисках информации – ни номера телефона начальника маршрута, ни бригадира, ни диспетчера, не говоря уже о координатах контролирующего органа, не было. Возвращался вновь на 102-м, но уже с другим водителем. На стекле входной двери была приклеена бумажка с одной лишь фамилией Горюнов. Понять, что она означает – фамилию водителя или начальника маршрута, бригадира, – было невозможно.

Мне часто приходится пользоваться маршрутками, и все больше удивляет неуважение водителей к пассажирам, пишет далее наш читатель. – Во-первых, музыка. Мне непонятно, зачем в салоне ставить динамики? Настучать децибелами пассажиру по мозгам, это что, входит в перечень услуг, предоставляемых водителем? Если уж ты такой меломан, включай музыку у себя на панели. Водитель выходит на маршрут не развлекаться, а обслуживать пассажиров. Вовторых, курение водителя во время движения. Сигаретой он травит более десятка человек. На замечание чаще всего не реагирует. Еще одна проблема – отсутствие информации в маршрутках о том, куда можно обращаться пассажирам.

Будь она в каждом салоне, многие другие вопросы отпали бы сами собой – вряд ли кто-то из водителей, зная, что на него могут нажаловаться руководителю, будет вести себя по-хамски. Возможно, открытость невыгодна самим предпринимателям. Ведь, если будет номер, начнут звонить, а значит, нужно принимать меры, а водитель обидится и уйдет, а где взять нового… Значит, нужно воспитывать, поднимать культуру обслуживания тех, что есть».

Письмо мы попросили прокомментировать руководителя Ульяновского объединения коммерческих перевозчиков Виктора Сидоренко. Он отметил, что хамство со стороны водителей маршрутных такси, как и курение в салоне, стало в последнее время исключением. «Культура наших водителей сейчас намного выше той, что была еще несколько лет назад, – уверен Сидоренко. – Мне трудно сказать, что послужило причиной такого поведения водителя маршрутки № 102. Определенным оправданием поведения водителей могут быть сложные условия работы – постоянное нервное напряжение, переутомление. Часто они работают на пределе своих физических и моральных возможностей. Но хамство – не отраслевой признак, а явление социальное, к сожалению, происходит оно сегодня повсеместно. Тем не менее заверяю, что воспитательная и разъяснительная работа с водительским составом проводится систематически.

В Управлении государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Ульяновской области отметили, что ведомство отслеживает соблюдение перевозчиками лицензионных требований, но нормы поведения водителей в них не входят. «Мы работаем не с водителями, а с организаторами пассажирских перевозок, в роли которых выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели, пояснила госинспектор областного УГАДН Ирина Козлова. Несмотря на это, к нам поступают жалобы от частных лиц на нарушения со стороны перевозчиков. Все они регистрируются, по каждому выявляется руководитель маршрута, от которых требуем оказать меры воздействия на подчиненного-нарушителя. Через некоторое время перевозчик обязан отчитаться о том, что предпринято в отношении конкретного водителя и какие профилактические меры проведены в целях недопущения подобного в дальнейшем. В основном руководители наказывают своих подчиненных рублем».

На водителя-хама есть также смысл пожаловаться в транспортный отдел городской администрации. Право на осуществление пассажирских перевозок определяется конкурсным путем, и если будут жалобы на конкретную компанию, в следующийраз выиграть конкурс им будет проблематично. В любом случае необходимо запомнить номер маршрута, госномер машины и когда произошел неприятный инцидент.

Вадим ПИЛЮКОВ