Крупные магазины, торгующие электроникой и бытовой техникой, откровенно обманывают покупателей и продают «воздух», жалуются покупатели.

Наиболее распространенный вид обмана со стороны сетевых магазинов электроники и, пожалуй, самый безобидный состоит в рекламе несуществующего товара или нереальных скидок. Житель Ульяновска Алексей, зайдя в магазин «Эльдорадо» (ТЦ «Альянс-Центральный»), обратил внимание на рекламу, показываемую по демонстрационному телевизору. Покупателям предлагалось приобрести HD-телевизор «Самсунг» в комплекте с HD-тюнером и пакетом HD-каналов «Акадо» по цене 22222 рубля.

Алексей был уже готов приобрести комплект, но оказалось, что он в продаже отсутствовал.

Покупатель не поленился обратиться с заявлением об обмане в Управление антимонопольной службы России по Ульяновской области.

Там с претензиями заявителя согласились, увидев в ситуации нарушение Закона «О рекламе», и, как сообщили в УФАС, оштрафовали ООО «Эльдорадо» на 40 тысяч рублей.

Огромные масштабы приобрело навязывание продавцами бытовой техники и электроники дополнительных сервисов и услуг, которые многие называют не иначе как узаконенным обманом.

Практически каждый, кто в последнее время приобретает бытовую технику в крупных сетевых магазинах, сталкивается с необузданным желанием продавцов-консультантов заключить с покупателем договор дополнительного сервисного обслуживания (в разных магазинах услуга может называться по-разному: «сертификат дополнительных услуг», «сервис-плюс», «система страхования товара» и др.). Дополнительный сервис это специальный договор между покупателем и торгующей организацией, по которому она берет на себя обязательства в течение определенного времени (обычно два-три года) после покупки осуществлять бесплатный ремонт и обслуживание техники за, как утверждают продавцы, чисто символическую плату. Стоимость такого договора приблизительно равна 10 процентам от стоимости товара. Продавец при этом умалчивает о гарантии и бесплатном сервисе производителя товара. За счет оплачиваемого покупателем дополнительного сервиса торгующая организация имеет неплохую прибыль, не неся при этом практически никаких материальных затрат. Но почему продавцы-консультанты часто из кожи вон лезут, чтобы продать вместе с техникой договор дополнительного обслуживания? В такие условия их ставят работодатели. Кроме того что продавцы получают деньги за каждый проданный договор, у каждого из них есть план по продаже дополнительного сервиса. Невероятно, но консультанту в таких условиях гораздо выгоднее вообще не продавать технику, чем продавать ее без договора на дополнительный сервис. Вот и приходится продавцам, чтобы склонить покупателя, придумывать существующие и не существующие на самом деле выгоды и даже обманывать. Юридически все выглядит безупречно, ведь клиент фактически подписывается на услугу добровольно. Другое дело, что опытные консультанты научились настолько ловко обрабатывать покупателя, что почти каждому из них приходится выкладывать деньги за навязчивый сервис.

В ряде регионов Роспотребнадзор при рассмотрении жалоб покупателей на навязывание сервиса вставал на сторону потребителей. Главным аргументом защитников стала статья 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», где говорится, что продавец имеет право брать на себя обязательства по устранению недостатков товара, но лишь тех из них, что обнаружены по истечении гарантийного срока изготовителя. Сертификаты начинают действовать с момента продажи товара, когда на него распространяется гарантия производителя. Таким образом продавец вводит потребителей в заблуждение.

Факт подобного нарушения со стороны организации, торгующей бытовой техникой, на днях установило Ульяновское УФАС России, о чем и сообщило в своем пресс-релизе. Специалисты УФАС выяснили, что ООО «Техносила» распространяло недостоверную рекламу о своем товаре. Ульяновцам при покупке холодильника «Самсунг» по цене 19490 рублей обещали подарок – стиральную машину той же марки. Однако оказалось, что для получения подарка необходимо заплатить за сертификат дополнительного сервисного обслуживания «Сервис» на два года: за холодильник – 2700 рублей, за стиральную машину – 1990 рублей. В рекламе продавец не указал всех условий приобретения товара, чем ввел в заблуждение потребителей.

УФАС по этому факту возбудило дело.

Грешат продавцы электронной техники и при продаже разукомплектованного товара. Ирина, решив приобрести фотоаппарат, направилась в один из крупных сетевых магазинов электроники.

Как раз в этот момент там проводили акцию с большими скидками. Девушка выбрала фотоаппарат «Сони» за 5999 рублей, приобрела к нему карту памяти (999 рублей) и зарядное устройство (599 рублей). Дома выяснилось, что зарядное устройство должно находиться в комплекте, как и адаптер для карты памяти, которого вовсе не оказалось. В итоге фотоаппарат обошелся Ирине в 8047 рублей. Чуть позже в магазине поменьше она увидела ту же технику за 4500 рублей…

Вадим ПИЛЮКОВ.