В Ульяновске бездомные оккупировали подвалы жилых многоквартирных домов. Жильцы говорят, что их жизнь из-за такого соседства стала невыносимой, и на чём свет ругают бомжей. Сами люди без определённого места жительства в ответ лишь разводят руками: деваться им просто некуда – без крыши над головой они остались не по своей воле.

«Гнать их в шею!»

Уже много лет на улице Артёма в Засвияжском районе в подвале дома №11 обитают бездомные. Устроились они там основательно и даже создали некое подобие благоустройства: натаскали кроватей, стульев, столов и кучу различного хлама. Есть даже электрическая плитка. Жители от такого общежития просто в ужасе:

– Нам страшно, – говорит Раиса Жилкина из шестого подъезда.

– Они там и готовят, и моются, костры разжигают. В подвале уже дважды были пожары! А подъезд они используют как туалет: запах – просто жуть!

Хождения по инстанциям в борьбе с самозваными соседями не помогли – помощи жильцы дома с пропиской так и не получили. А бездомные квартируют в подвале уже более десяти лет.

– Мы их всех в лицо уже знаем, – говорят жители. – Гнать их в шею надо! Мало ли что они могут натворить!

Всего в паре сотен метров – в доме №103 на улице Аблукова – такая же история. Семья бездомных также обосновалась в подвале пятиэтажки. В этом случае на бомжей нашли хоть какую-то управу. Чуть больше месяца назад двери в подвал закрыли на замок, но ситуацию это не спасло – бездомные стали залезать в подвал через слуховые окна. Несколько раз жители вызывали милицию. Бродяг из подвала выгоняли, но через некоторое время они всё равно возвращались обратно. Отчаявшиеся жильцы обращались во всевозможные инстанции: писали заявление и в Засвияжское ЖЭУ-26, и в «Засвияжье-1», которые обслуживают данный дом, но реальной помощи так и не дождались:

– Из ЖЭУ-26 приходил мастер, -продолжает Лидия Лапушкина.

– Составил акт и ушёл. А всего-то нужно поставить на слуховые окна решётки!

Жизнь подвальная

Сами бездомные очень расстраиваются, когда их называют бомжами и забулдыгами, а над ужасами, которые про них рассказывают жильцы дома, посмеиваются:

– Говорят, что кошек едим? Да усатые-полосатые нас только выручают – без них нас бы замучили крысы. Понимаем, что наше соседство неприятно, но куда нам ещё податься?..

Истории 39-летнего Виталия Чугунова и его соседки Татьяны Никишенко похожи только в одном: «на дне» они оказались, когда жизнь пошла под откос. Как водится, запили, попались на удочку квартирным аферистам, лишились жилья и паспорта…

Но и у них когда-то была крыша над головой, семья, дети. Виталий вспоминает, как жил счастливой жизнью: жена, двое детей, собственная квартира. Не без проблем, но у кого их нет. Жизнь пошла наперекосяк пять лет назад:

– Я работал водителем трамвая, и под колёсами моего состава погиб мужчина… Виталий тяжело переживал случившееся, поссорился с женой, дело дошло до развода. Оставив бывшей жене и детям квартиру, он ушёл жить к отцу. Два года назад к ним пришли неизвестные. – Мы с отцом любили выпить, так они нас напоили и дали что-то подписать, – говорит Чугунов. – И в итоге – ни квартиры, ни денег. И паспорт мой тоже у них остался…

Став бездомным, Виталий устроился сторожем на парковку. Там он встретил товарищей по несчастью, которые и предложили ему жить в подвале.

Стаж подвальной жизни Виталия – два года. Его соседка Татьяна Никишенко обитает «на дне» уже десять лет. Медик по образованию, в 1978 году она добровольцем отправилась в Афганистан. Вернувшись оттуда, с мужем и двумя детьми жила в городе Кузнецке Пензенской области. Хотя совместной жизнью это вряд ли можно назвать. Супруг постоянно пребывал в местах не столь отдалённых:

– Из 25 лет, что мы с ним прожили вместе, – рассказывает Татьяна, – почти всё время он пробыл в тюрьме. А я везде за ним слонялась, меня даже “женой декабриста” называли…

Не совсем чистой перед законом была и сама Татьяна -8 лет отсидела за кражу в особо крупном размере. Но главной в её жизни была любовь к мужу и детям… которых в одночасье не стало. 31 декабря 1988 года погибла под колёсами автобуса 11-летняя дочка Оля. Убитые горем родители не смогли жить в старой квартире и на время переезда отправили сынишку, 5-летнего Ваню, погостить к тёте. Новое жильё найти не успели – пришла телеграмма: «Срочно приезжайте, Ваня заболел».

– Уже издалека, перед порогом тётиного дома, мы увидели два гробика… – вспоминая тот день, Татьяна не может сдержать слёз… Как оказалось, Ваню с другом на 40 минут оставили в бане без присмотра. Мальчишки задохнулись, надышавшись угарным газом. Что было дальше, Татьяна не помнит… Но вскоре супруги оказались на улице. Жили то в шалаше, то на городской свалке. А 10 лет назад приехали в Ульяновск на очередную встречу со своими детдомовскими товарищами (Татьяна – сирота, воспитывалась в детдоме), да так и остались жить в Ульяновске. 6 лет назад Татьяна похоронила мужа – он умер от цирроза печени.

Некуда податься

Остались ещё сердобольные люди, которые помогают выжить бездомным: то дадут чего-нибудь поесть, то одёжку кто-нибудь подкинет…

– Сколько денег выделяет государство на разную ерунду, а построить хотя бы один приют не могут, – считают они.

Действительно, бездомным в Ульяновске податься некуда – в городе нет специальных приютов или ночлежек. Пока государство бездействует, лишившимся крова помогает церковь. Так, многие оставшиеся без жилья нашли приют в храме села Арское: они получают там еду и ночлег, а взамен помогают по хозяйству.

– В Ульяновске приюты очень необходимы! – говорит Галина Ивлева, старший помощник настоятеля церкви. – Мы не отказываем бездомным в приюте, но всех, естественно, принять не можем. А сколько мы их спасали от верной смерти!

Между тем, в Ульяновске пустуют медвытрезвители – с 1 апреля 2010 года их официально закрыли. Есть там и санпропускник, и кровати. Так почему бы их не перепрофилировать в приюты для бездомных?

А пока люди, до которых государству нет никакого дела, продолжают скитаться по подвалам, мусоркам и свалкам. Самое страшное, что бездомными всё чаще становятся вполне добропорядочные молодые люди. И сколько их насмерть замерзает за одну зиму – одному богу известно…

Алексей СЕРЁГИН