В школах грядут перемены Станет ли образование в школах платным? Как сделать так, чтобы мест в детских садах хватало на всех ребят? Как помочь учителям, ученикам и их родителям разобраться в перспективах образования? Об этом наш корреспондент побеседовал с Ростиславом Эдварсом – заместителем председателя комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Законодательного Собрания Ульяновской области. Модернизация важнее оптимизации – Давайте сразу определимся в приоритетах: совершенно очевидно, что модернизация для нас важнее оптимизации. Если говорить об образовании, то сегодня много претензий к системе образования как у органов власти, так и у родителей. Последние заинтересованы в том, чтобы их дети получали качественные знания, это же касается и дошкольного воспитания. Руководство региона, муниципальных образований нынешняя ситуация тоже не устраивает. Недовольны и сами учителя, которые получают невысокую зарплату, а требования и претензии им предъявляются немалые. Поэтому встает вопрос: как снять накопившееся недовольство и что нужно изменить в самой системе, чтобы она эффективно работала? Первый путь. По нему мы пытались пойти, когда хотели сохранить все, как есть. Что имели? Не всегда качественное образование, зачастую неоправданные затраты. Далее была попытка оптимизировать учреждения образования исходя из численности учащихся. Но этот подход может быть оправдан только если в результате дети получают более прочные знания. Бывают случаи, когда такое объединение просто нецелесообразно. Сейчас, например, к нам поступают обращения от родителей, чьи дети обучаются в школе-интернате №2 в Заволжском районе. Это дети-инвалиды, в основном больные ДЦП. Они в этом центре учились до 9-го класса, а в 10-11-й класс перейти не могут, так как у него нет соответствующей лицензии на обучение старшеклассников. Родителям предлагают перевести детей в 19-ю школу, в которой обучаются дети с диагнозом «олигофрения». На мой взгляд, в данном случае объединять учебные заведения совершенно неправильно. Время ставит перед нами новые задачи, и мы понимаем, что система образования является ключевой, исходной на пути дальнейшего развития человека, его востребованности в социуме. В связи с этим на федеральном уровне сегодня стоит задача привести в соответствие стоимость образования и его качество. Исходя из современных требований меняются принципы, правила подхода к этой отрасли. В повестке дня – расширение форм образовательных учреждений от государственных, муниципальных до частных. Мы довольно давно говорим об автономных образовательных учреждениях, о том, что их также необходимо создавать, преобразовывать общеобразовательные муниципальные учреждения в автономные. Кстати, в Ульяновске сегодня нет ни одного автономного образовательного учреждения, мы упускаем время. А ведь идея проста, она заключается в том, что муниципалитеты при создании автономных учреждений образовательного типа должны просчитать, сколько у них стоит данная услуга. Когда появляется такой расчет, становится понятным базис, на котором можно развиваться дальше. К примеру, мы давно говорим о частных детских садах, но их в регионе до сих пор нет, и совершенно понятно почему – стоимость содержания ребенка в частном детсаду сегодня составляет более 10 тысяч рублей в месяц. Такая сумма неприемлема для абсолютного большинства семей. Но частное образование не всегда подразумевает платность для родителей. Объясню почему. Исходя из вышеназванной суммы в 10 тысяч в месяц на одного ребенка, частный садик, рассчитанный даже на десять детей, может получить от муниципалитета порядка 100 тысяч рублей. При этом для родителей эта услуга может оставаться практически бесплатной. Примерно по такой же схеме сегодня проходит организация летнего отдыха детей, когда лагерь получает по заявке финансирование из бюджета, а родителям предоставляют компенсацию в размере 90% средней стоимости путевки. Нужно считать – Главный постулат преобразований, я бы хотел его особо выделить, – введение частных форм в сфере образования и воспитания – не подразумевает отказ от бесплатного образования. Нельзя говорить, что, вводя частное образование, мы нарушаем Конституцию. Надо понимать, что новые формы будут оказывать ту же самую образовательно-воспитательную услугу, которую заказывает муниципалитет, и она может быть соответствующим образом оплачена за счет бюджета. Давайте посмотрим на примере тех же детских садов. Как я уже говорил, содержание одного ребенка сегодня обходится муниципальному бюджету порядка 10 тысяч рублей. Если муниципальная власть узаконит и регламентирует возможность передавать эти средства в частный детский садик, то мы во многом сможем снять остро стоящую в области проблему очередей в дошкольные детские учреждения. Потому что уже сейчас очевидно: путь, по которому мы идем, во многом себя исчерпал. У нас осталось не так много перепрофилированных зданий, которые мы можем вернуть под детские сады. Дальше, как говорит губернатор, нам надо либо выкупать здания и реконструировать их, что дорого, либо строить новые, что еще более затратно. Ясно, что эту систему нужно дополнять. И это нужно было делать еще на этапе появления автономных образовательных учреждений. К сожалению, в нашем регионе этот процесс идет вяло. Теперь законодатель пошел еще дальше, на сегодня уже подготовлены изменения, согласно которым должны будут существовать только три типа учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Если учесть, что сметный порядок финансирования уступает место субсидиарному, то теперь даже для бюджетных учреждений муниципалитеты должны будут просчитать размеры субсидий. То есть опять мы приходим к нормативу, стоимости услуги, в данном случае – образовательной. Хорошо, что министр понимает… – Я рад, что министром образования стала наша коллега по Законодательному Собранию Екатерина Владимировна Уба – она все это прекрасно знает и понимает. Ведь министр должен быть не только финансистом и контролером, который за бумагами не видит и не замечает многих процессов. Важно, чтобы человек был профессионалом, понимающим все самые острые проблемы в системе образования. На уровне города Ульяновска такой острой проблемой сейчас, конечно, являются дошколята. В детсадах огромное количество вопросов, которые еще предстоит решать. Большинство из них можно сдвинуть с мертвой точки лишь в рамках расширения или изменения действующей системы, а не ужесточения контроля. Порой у нас еще наблюдаются совершенно дикие вещи, когда, к примеру, воспитателям, нянечкам запрещено питаться в садике. То есть человек с восьми до пяти привязан к рабочему месту, отойти ему нельзя и поесть тоже нельзя. Мы, вместо того чтобы найти компромисс с контролирующими органами, разрешить питание, ужесточаем контроль, ездим, проверяем, не съел ли воспитатель тарелку супа. То есть пытаемся в рамках неэффективной системы усилить контрольные функции, что вызывает лишь ненужные эмоции и в конечном итоге отражается на детях. Поэтому повторяю, модернизация образовательной системы на сегодня важнее, чем оптимизация. С чего начать? – Есть еще третий вариант – казенные учреждения. Если мы в ближайшие сроки не просчитаем базис по учреждениям образования, то можем получить и такой вариант. А это уже шаг назад, не на год и не на два… Поэтому надо понимать: момент настал очень ответственный, мы должны быть готовы к переходу на полностью нормативное финансирование. Директора наших школ в целом научились работать в новых условиях, то есть считать и планировать. Конечно, многие руководители сформировались в прежней системе (у нас очень мало молодых руководителей), поэтому пока неохотно идет передача ряда функций в режим аутсорсинга. Многие пытаются выполнять все самостоятельно. И, тем не менее, финансово-хозяйственную деятельность они вести научились и вряд ли захотят возвращаться в режим казенных учреждений. Конечно, проблемы будут, особенно на уровне муниципалитетов. Им нужно помогать, может, даже подталкивать, то есть Министерство образования должно быть заинтересовано в том, чтобы у нас все нормативы были приняты, узаконены. Это самый сложный вопрос. Для примера могу сказать, что, когда я еще был председателем комитета по образованию Гордумы, мы добились расчета норматива на финансирование детских дошкольных учреждений, финансисты нам его рассчитали, но он до сих пор не принят. А времени с тех пор прошло немало. Итак, подведем итог – В июле, как настаивают федеральные власти, мы должны определиться, в какой форме будут существовать наши образовательные учреждения. То есть мы должны иметь четкое понимание, будут они казенные, бюджетные или автономные. До этого времени нам все нужно просчитать, смоделировать. Конечно, по-хорошему, этим надо было заниматься два-три года назад, ведь уже тогда необходимость перехода была очевидна. Но если мы и сейчас будем медлить, а переходить все равно придется, процесс перехода будет сопровождаться большим количеством проблем, что непременно скажется на качестве образования детей. За летние месяцы нам предстоит выстроить и рассчитать всю систему. Ее пока нет. Сейчас необходимо четко определить путь модернизации образования, тогда и затраты на него будут более оптимальными. Владимир ПИЛЬНЕВ. Подготовлено при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
йцукен
Это мнение Ирины Антоновны Китаевой, обоснованности которого нет оснований не доверять уже хотя бы потому, что она не является "чистым листом бумаги" в вопросах экономики:
Цитата
"Про «автономку».
Я выступаю против «автономки» в силу нескольких причин:
3.1. Заставлять школы самим зарабатывать средства на свое содержание – безнравственно.
3.2. Опять однозначно за красивыми словами предполагается обман.
3.3. Не нравится мне механизм управления школьными финансами в автономных учреждениях.
3.4. Принудительность перевода в автономную форму хозяйствования – недопустима.
Чуть подробнее:
3.1. * * *
Пока на Школу не назначена цена,
Просить у Власти хлеб она должна.
Наверно, Школа плохо власть учила,
Раз милостыней жить обречена.
Омар Хайам
Когда было сказано, а до сих пор слова Хайяма остаются актуальными!
Но сейчас еще дальше власти пошли. Мало им того, что школы вынуждены просить деньги на свое содержание, так еще и новая затея входит в моду: кто хочет учить детей, тот пусть сначала придумает, на какие средства он будет их учить, где он их возьмет… Пусть зарабатывают учителя? Пусть родители кошельки потрясут? Пусть дети сами зарабатывают на свое обучение и содержание школы (не шучу: встречала и такие предложения здесь на ВИП).
Кто, какие учителя и как – учили тех людей, кто принимает сейчас такие решения?
3.2. Переход с бюджетного финансирования на субсидии предполагает снижение финансирования – открытое и скрытое (при росте инфляции и цен на коммунальные услуги – оставлять финансирование школ в течение двух лет на одном и том же уровне – без индексации и без учета роста цен – это тоже снижение финансирования). Если бы все делалось по-честному, и снижения финансирования не планировалось бы, то «автономка» была бы очень привлекательной формой хозяйствования.
3.3. Все ключевые финансовые решения в АУ принимает Наблюдательный Совет, члены которого не должны работать в школе, но имеют право иметь собственные экономические интересы в школе. А финансовая ответственность и все риски возлагаются на директора школы, который без решения Совета финансами распоряжаться не может. Странно, правда? Решение, например, взять кредит, примут одни люди, в школе не работающие, а ответственность за невозврат кредита будут нести другие – работники школы…
3.4. Большинство управленческих команд школ не готовы к автономной форме хозяйствования. Есть такие, которые готовы (компетентны) и хотят. Пусть переходят, пробуют новые формы хозяйствования. А остальных – зачем? Если там в «автономке» действительно школам будет жить лучше, то и остальные школы туда потянутся вслед за лидерами. Нет же, обязательно надо учить плавать всех и сразу, путем выбрасывания из лодки на середине реки: кто выплывет, тот выплывет, кто не выплывет – сами «виноваты». А ведь не о бизнесе речь идет. О детях! "
Антиер
Давайте сразу определимся в приоритетах: совершенно очевидно, что модернизация для нас важнее оптимизации. (((Кто бы сомневался!!! Прикажут счититать наооборот будет оптимизация важней..А пока модернинизированная оптимизация..Или оптимизированная модернизация.
Мы довольно давно говорим об автономных образовательных учреждениях, о том, что их также необходимо создавать, преобразовывать общеобразовательные муниципальные учреждения в автономные. ((( КТО ЭТИ МЫ?
Давайте посмотрим на примере тех же детских садов. Как я уже говорил, содержание одного ребенка сегодня обходится муниципальному бюджету порядка 10 тысяч рублей. Если муниципальная власть узаконит и регламентирует возможность передавать эти средства в частный детский садик, то мы во многом сможем снять остро стоящую в области проблему очередей в дошкольные детские учреждения((( КРАСАВЕЦ! ПРОГОВОРИЛСЯ или не стесняется.. ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ О СВОЕМ КАРМАНЧИКЕ ГОВОРИТ""Исходя из вышеназванной суммы в 10 тысяч в месяц на одного ребенка, частный садик, рассчитанный даже на десять детей, может получить от муниципалитета порядка 100 тысяч рублей""""
КОРОЧЕ ГОВОРЯ! ВСЕХ ГРАЖДАН РОССИИ ,за исключением подобных эдварсу едирастов ожидают страшные перспективы.
Макар йцукену
Вы совершенно правы в том, что кто хочет пусть переходят, загонять из под палки не нужно. Но это не означает, что не надо давать возможности школам переходить в автономные учреждения. И кстати директора школ это даже не педагоги, а в первую очередь – администраторы. Если не справляются – пусть сдают свои должности коллегам, а сами преподают
Аня
Давно надо было заняться этими вопросами. А Балашова это все завалила. Ее надо было вшивой метлой гнать из министерства за это а если и оставлять то точно не в ранге министра. То что можно было сделать за несколько лет теперь в авральном режиме нужно сделать в течении месяца.
йцукен
:-)Макару И кстати директора школ это даже не педагоги, а в первую очередь – администраторы. Если не справляются – пусть сдают свои должности коллегам, а сами преподают – внимательно прочитайте, то что вы родили!
А поводу из-под палки: Партия сказала надо
комсомолчиновники взяли под козырек! Под палками будут внедрять, чую!!!Серега
Есть норматив на одного ребенка в детсаде, он составляет примерно 5 тысяч рублей. Даже если эти деньги дать частным садикам, цена для родителя составит 2-3 тысячи, что вполне нормально для многих. Короче частным садикам нужно давать свет.
Макар йцукену
Да бросьте вы, из под какой палки? В Казани более ста автономных учреждений давным давно. Захотели перейти на такую форму и им дали возможность. У нас же Моргун костями ложилась чтобы этого не произошло. Теперь она срулила красиво из министерства, а убе разруливать как то нужно разруху. Форму на выбор, какая больше нравится. Хочешь быть казенным – будь казенным, только потом не кричи что любая прибыль идет в доход государству и ничего на развитие не остается.
Кстати с тарифами принимают решение утверждать раз в три года. Да и субсидиарный подход не предполагает цену на одного ребенка примут один раз а потом не будут пересматривать. Нормальный подход: государство платит по разработанным нормативам за обучение детей, дети должны за эти деньги получить качественное образование. кстати так школам будет приходить больше денег чем сейчас и они будут гарантированы, а не так как сейчас, есть деньги- профинансируем смету, нет и сидите ровно.
йцукен
http://nourost.ru/preschool/50/ – прайс частного садика. Где там 2-3 тысячи я не увидел. Минимум 16800! Вот к этому эдвардсы и стремятся, выжать из родителей всё!
Макару: Покажите мне школу в ульяновской области которая живет припеваючи не вымогая и не клянча денег у всех и вся? И вспомните школы прошлого века, годов так 70-х. С учетом того, что школ тогда было втрое больше чем нынче, государству хватало средств финансировать всех НОРМАЛЬНО! Хватало на всё! Директора ездили, покупали оборудование для школьных ансамблей. А сколько бочка
мёданефти тогда стоила?И не равняйте столицу Татарстана с унылым Ульском, где полушку но обязательно в карман надо приспособить…
Так ведь
бочка нефти тогда была народная, а не абрамовическо-алекперовская. И все остальное тоже!
234
Практики из г.Троицка делились опытом работы с АУ .Кстати, ни одну школу не перевели в автономию. Только спорт. культуру и часть дошкольных учреждений. При невозможности финансирования просто сокращают госзадание. Нашу школу хотели перевести в приказном порядке , после обмена опытом администрация категорически отказалась от этого. Если строго следовать букве закона, нас при переводе должны профинансировать на 100 % для выполнения задания. а сейчас еле на зарплату наскребают. Задали вопрос: Получили деньги на зарплату, а у нас задолжность по коммуналке. Что будет? Ответ: деньги уйдут на погашение задолжности. Посоветовали почаще менять счета в банках, чтобы уйти от кредиторов. Вот они реалии жизни. Сказали , что негатив идет от экономической некомпетентности. Точно со временем директорами надо ставить ушлых управленцев, имеющих опыт ухода от налоговой и т.п. Если первые 45 часов на курсах по автономным учреждениям мы в большинстве хотели уйти в АУ, то потом желание это пропало у 99% руководителей. посещающих курсы.
Серега
Цена в частном садике будет устанавливаться исходя из спроса-предложения. Государство в данном случае может либо субсидировать часть затрат, либо в крайнем случае установить верхние пороги для регионов. В любом случае оно обязано дать возможность частным садикам работать, поскольку государственных садиков не хватает. Поверьте есть большое количество родителей которые с радостью бы отдали детей и за деньги, но сделать этого не могут по причине отсутствия таких садиков.
Что плохого, если будут частные садики? Это рабочие места-раз, налоги в бюджет -два, частичное снятие проблемы-три. Можно пойти по примеру Перми, где Чиркунов рассчитал затраты на содержание ребенка в госдетсаду и отдает эти деньги на руки родителям, а те сами решают как их потратить, дома с детьми сидеть или отдать детей в частный детсад.
Тутта
Из опыта внедрения:
Беда с нормативами. Он заключил договор (госзадание), в котором колебание численности детей в пределах 1% не считается нарушением задания. Все было прекрасно, пока не грянула проверка. Она сочла, что в период, когда часть детей отсутствовала, произошел перерасход средств, которые нужно вернуть. УО было на стороне директора, но … В конце концов ему предложили вернуть эти деньги из следующего года. Он так и сделал, хотя они не были лишними. Теперь ему пришили нецелевое расходование средств, но уже за следующий год, из которого он их перечислил. Итога еще нет – все пожелали ему удачи.
АУкнется эта АУтизация
скоро. Уже сейчас Россия по всем качественным показателям между Сомали и Габоном, а как дожрут то, что проклятые коммунисты настроили – кирдык настанет.
трофим
А что Моргун разве слиняла из Министерства?
Макар йцукену
В том то вся и фигня, что работать школам как сейчас больше нет смысла. Субсидиарный подход спасает школы, поскольку им гарантируют финансирование исходя из расчетов на одного ребенка. Старый сметный подход вообще ничего никому не гарантировал – сколько хочешь может писать сметы и пытаться их профинансировать, но здесь работал остаточный принцип.
Про Советский Союз не надо. Была другая экономическая модель, перекосов было море. И кстати проблема обеспечения ветеранов жильем досталась нам от великого и могучего СССР, где не смогли всех ветеранов обеспечить достойным жильем, без всяких угрызений совести селили их в бараки и общаги.
йцукен
Макару
Про ветеранов: сколько их было в СССР и сколько в живых сейчас?
цитата: Субсидиарный подход спасает школы, поскольку им гарантируют финансирование исходя из расчетов на одного ребенка. – Я не верю, что государство гарантированно будет финансировать всё и вовремя. Отсюда имеем то что написано 234 | 29 апреля 2010 12:56 Я лично государству нынешнему не верю. Про Габон и Сомали надеюсь пост тоже читали.
Интересный комент на симкате
Милена | 29.04.2010 13:12
Почему такие как Ростислав постоянно оказываются за бортом, а рулят некомпетентные подлизы? Почему если признали что минобразования с Балашовой завалили вся и все, Балашова отделалась легким испугом, а Девяткина, отвечающая за весь социальный блог как сидела королевой так и сидит? Рыба гниет с головы. Подумать только сколько острых моментов было за последние года в социалке. Образование-дыра, здравохранение – дыра и зона, соцзащита – сюжеты про ветеранов на ОРТ. Почему Девяткина до сих пор рулит социалкой? Разве не видно, что по каждому направлению – провал?
Снайпер
Хороший, а главное правильный расклад у Эдварса. Хочется сказать, что очень мало умных политиков в Ульяновской области.
+100
Про автономные школы и сады судить не берусь. Но вот то что Эдварс поднял вопрос защиты воспитателей в садах это +100! Кто придумал доверять детей голодным людям? Почему нельзя им поесть в столовой садика? Работодатель в лице мэрии и органов образования обязан обеспечить нормальные условия труда сотрудников.
сталкер
Представляю – школы, которым от 30 до 50 лет от роду деньги зарабатывают! Да они скоро одна за другой сыпаться будут. О каком платном обучении разговор? Выгодней в сто раз скооперироваться 4-5 ученикам и оплачивать обучение на дому, чтобы не кормить ораву (столовую, охрану, строителей , директоров и т.д.). В наше время это не возбраняется – репетиторы эффективней и дешевле обойдутся. Пусть они засунут свои законы и закончики в одно очень интересное место.
sf
Вот что за образовательные стандарты они разработают – вопрос. Была где-то статья, в которой указывалась цена иностранного языка 1000р/мес – это называется модернизация, когда английский сегодня необходим?
сталкер
Ну да, эту и другие статьи, а также пердача по Питеру – ин.яз. 1000 руб, остальные по 500, москвичи подсчитали – 6000тыс. грубо нужно в месяц, чтобы оплатить необходимые предметы. У нас полгорода работает за такую зплату, за минусом 13% в пользу бедного гос-ва. Ну и плюс к этому одежда,обувь,свевозможные школьные прибамбасы, еда, ремонт, транспорт,учебники,канцтовары,охрана… блин это еще тыс.на пять набегает. Просто к а р а у л!
Разгубастились
на чиркуновские выплаты. Рассчитают по нормативам, а частник крутанет такую сумму… Зато у властей голова болеть не будет – откупились по мизеру.
ну да,
эдварсы и крутанут. Ждут-не дождутся, как еще приумножить.
АлКо
можете поставить свою подпись под интернет-обращением к медведеву:
http://www.sborgolosov.ru/voiteview.php?voite=48
Кстати, проблемы-то ждут не только школьное образование. Тут есть и сторонники закона. Подумайте, как будут выживать не только частные садики, но и поликлиники, онкодиспансеры, и прочие заведения… Лечение – дело в разы более дорогое, чем обучение.
алке
Субсидирование для бюджетных организаций это единственная гарантия полного финансирования. Сейчас сколько захотели столько и дали денег или вернее не дали. Посмотрите в каком состоянии сейчас наши больницы, школы и сады! И всякий раз деньги выделяют на, что угодно только не на это. А те, что выделяются, распределяют по своим, как в случае с 3 гимназией.
цитата
Из обращения:
"Очень настораживает и то, как ведется работа над законопроектом. На целый ряд важнейших вопросов до сих пор нет ответа. Сама формулировка понятия "госзадание", а также лимит и список учреждений еще не определены. Как быть, если работа школы или больницы в каком-то населенном пункте не будет окупаться, и что делать местным жителям, которые пользовались ее услугами, или как будут регулироваться цены на платные социальные услуги? Что будут делать дети, родители которых не смогут оплатить дополнительные уроки?
Возникает вероятность того, что будут создаваться условия для преднамеренного банкротства муниципальных учреждений, находящихся в зданиях и помещениях, привлекательных для богатых инвесторов. Свежа в памяти ситуация с детскими садами, когда помещения отдавались под различные коммерческие организации. Сейчас региональные власти пытаются вернуть хотя бы некоторые площади. Это грозит обанкротившимся школам, поликлиникам, ВУЗам, многие из которых располагаются в уникальных зданиях.
Общество лишено возможности обсудить этот закон в рамках, какой бы то ни было дискуссии. Такие масштабные перемены нельзя вводить без всенародного обсуждения, без честного ответа на все интересующие граждан вопросы.
Владимир Воронин
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов 28.04.2010 г. на 270-м заседании Совета Федерации выступил против закона о монетизации социальных услуг.
(ЦИТАТА)
Уважаемые коллеги! Я вижу, работа проведена большая, это «замечательно». Я в своем выступлении, видя, что решение уже практически принято, попробую если не спасти честь нашей палаты, палаты регионов, то хотя бы немножко ее защитить.
Дело в том, что лично я, конечно же, буду голосовать против этого закона. Дело в том, что, по сути, этот закон, если называть вещи своими именами, – это приговор неимущим в нашей стране, что бы здесь не говорилось. И, по сути, мы присутствуем при ломке всей системы социальных услуг.
…
Дело в том, что новая реформа затрагивает не отдельные группы населения, а практически всех граждан нашей страны. И складывается, к сожалению, впечатление, что сторонников этого закона волнуют лишь бюджетная экономия, а не то, как в конечном итоге изменится жизнь людей в случае его принятия. Я уверен, что власть должна служить народу, а не бюджету.
Здесь уже упоминался печально известный 122-й Федеральный закон, который так же в спешке принимался. Потом мы получили то, что получили. И сейчас, если говорить предельно откровенно, похоже, мы идем на следующий этап: от монетизации к поборам.
Я, уважаемые коллеги, второй раз на одни и те же грабли наступать не собираюсь.
(КОНЕЦ ЦИТАТЫ)
( http://www.mironov.ru/main/news/10349.html )
Зарабатывай Ростик)))
РГ: В "Инициативе" говорится, что нужно законодательно закрепить равенство частных и государственных школ. Что, якобы, это даст больше возможности выбора семьям школьников. Наши читатели часто спрашивают, что это значит?
Низиенко: Каждый ребенок у нас имеет право на бесплатное общее образование. Когда ребенок идет в государственную школу, он этим правом пользуется.
Когда же ученик выбирает негосударственную школу, получается, что мы лишаем его права на получение бесплатного образования. Потому что он за свое образование должен заплатить.
РГ: Но ведь частную школу он выбирает добровольно?
Низиенко: А какая разница? Право-то он утратил. Есть два ребенка, которые живут на одной лестничной площадке, одного возраста. Но один ходит в государственную школу и за него государство платит, а другой ходит в негосударственную школу, и сам платит за свое образование. Есть в этом некоторая несправедливость.
Почему родители отдают ребенка в негосударственную школу? Чаще всего потому, что ребенку требуются какие-то особые условия, по здоровью, например. Или родители хотят, чтобы он учился в лучших условиях, чем созданы в государственной школе. Хочет родитель особые условия – пусть платит только за эти условия. А образование ребенка в рамках госстандарта, пусть и в негосударственной школе (аккредитованной, конечно), все-таки должно обеспечивать государство. И поэтому сейчас решается вопрос даже не о равенстве государственных и негосударственных школ, а о равной возможности доступа каждого ребенка к бесплатному образованию.
Механика здесь очень простая. Регион определяет норматив на обучение одного ученика в государственной школе в соответствии с федеральным стандартом. И по этому нормативу отдает средства, в том числе и негосударственным учреждениям. Все, что сверх стандарта – в частной школе пусть оплачивает родитель.
РГ: Как в условиях нового стандарта, в котором учитывается все, что вы перечислили, будет чувствовать себя маленькая сельская школа, у которой меньше возможностей, Интернет барахлит, оборудования не хватает?
Низиенко: В каждой даже малокомплектной школе должны быть созданы условия для получения качественного образования и для реализации стандарта. И руководители района, принимая решения о сохранении такой школы, должны понимать, что они обязаны создать для сельских детей ровно те же условия, что получают ребята в школе города. Это, понятно, дороже, но если эта школа нужна, значит надо в нее вкладываться. Она может взять на себя функцию социокультурного центра, структурными подразделениями которого (медпунктом, столовой, библиотекой) могут пользоваться все жители.