В школах грядут перемены

Станет ли образование в школах платным? Как сделать так, чтобы мест в детских садах хватало на всех ребят? Как помочь учителям, ученикам и их родителям разобраться в перспективах образования? Об этом наш корреспондент побеседовал с Ростиславом Эдварсом – заместителем председателя комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Законодательного Собрания Ульяновской области.

Модернизация важнее оптимизации

– Давайте сразу определимся в приоритетах: совершенно очевидно, что модернизация для нас важнее оптимизации. Если говорить об образовании, то сегодня много претензий к системе образования как у органов власти, так и у родителей. Последние заинтересованы в том, чтобы их дети получали качественные знания, это же касается и дошкольного воспитания. Руководство региона, муниципальных образований нынешняя ситуация тоже не устраивает. Недовольны и сами учителя, которые получают невысокую зарплату, а требования и претензии им предъявляются немалые. Поэтому встает вопрос: как снять накопившееся недовольство и что нужно изменить в самой системе, чтобы она эффективно работала?

Первый путь. По нему мы пытались пойти, когда хотели сохранить все, как есть. Что имели? Не всегда качественное образование, зачастую неоправданные затраты. Далее была попытка оптимизировать учреждения образования исходя из численности учащихся. Но этот подход может быть оправдан только если в результате дети получают более прочные знания. Бывают случаи, когда такое объединение просто нецелесообразно. Сейчас, например, к нам поступают обращения от родителей, чьи дети обучаются в школе-интернате №2 в Заволжском районе. Это дети-инвалиды, в основном больные ДЦП. Они в этом центре учились до 9-го класса, а в 10-11-й класс перейти не могут, так как у него нет соответствующей лицензии на обучение старшеклассников. Родителям предлагают перевести детей в 19-ю школу, в которой обучаются дети с диагнозом «олигофрения». На мой взгляд, в данном случае объединять учебные заведения совершенно неправильно.

Время ставит перед нами новые задачи, и мы понимаем, что система образования является ключевой, исходной на пути дальнейшего развития человека, его востребованности в социуме. В связи с этим на федеральном уровне сегодня стоит задача привести в соответствие стоимость образования и его качество. Исходя из современных требований меняются принципы, правила подхода к этой отрасли. В повестке дня – расширение форм образовательных учреждений от государственных, муниципальных до частных. Мы довольно давно говорим об автономных образовательных учреждениях, о том, что их также необходимо создавать, преобразовывать общеобразовательные муниципальные учреждения в автономные. Кстати, в Ульяновске сегодня нет ни одного автономного образовательного учреждения, мы упускаем время. А ведь идея проста, она заключается в том, что муниципалитеты при создании автономных учреждений образовательного типа должны просчитать, сколько у них стоит данная услуга. Когда появляется такой расчет, становится понятным базис, на котором можно развиваться дальше. К примеру, мы давно говорим о частных детских садах, но их в регионе до сих пор нет, и совершенно понятно почему – стоимость содержания ребенка в частном детсаду сегодня составляет более 10 тысяч рублей в месяц. Такая сумма неприемлема для абсолютного большинства семей. Но частное образование не всегда подразумевает платность для родителей. Объясню почему. Исходя из вышеназванной суммы в 10 тысяч в месяц на одного ребенка, частный садик, рассчитанный даже на десять детей, может получить от муниципалитета порядка 100 тысяч рублей. При этом для родителей эта услуга может оставаться практически бесплатной. Примерно по такой же схеме сегодня проходит организация летнего отдыха детей, когда лагерь получает по заявке финансирование из бюджета, а родителям предоставляют компенсацию в размере 90% средней стоимости путевки.

Нужно считать

– Главный постулат преобразований, я бы хотел его особо выделить, – введение частных форм в сфере образования и воспитания – не подразумевает отказ от бесплатного образования. Нельзя говорить, что, вводя частное образование, мы нарушаем Конституцию. Надо понимать, что новые формы будут оказывать ту же самую образовательно-воспитательную услугу, которую заказывает муниципалитет, и она может быть соответствующим образом оплачена за счет бюджета. Давайте посмотрим на примере тех же детских садов. Как я уже говорил, содержание одного ребенка сегодня обходится муниципальному бюджету порядка 10 тысяч рублей. Если муниципальная власть узаконит и регламентирует возможность передавать эти средства в частный детский садик, то мы во многом сможем снять остро стоящую в области проблему очередей в дошкольные детские учреждения. Потому что уже сейчас очевидно: путь, по которому мы идем, во многом себя исчерпал. У нас осталось не так много перепрофилированных зданий, которые мы можем вернуть под детские сады. Дальше, как говорит губернатор, нам надо либо выкупать здания и реконструировать их, что дорого, либо строить новые, что еще более затратно. Ясно, что эту систему нужно дополнять. И это нужно было делать еще на этапе появления автономных образовательных учреждений. К сожалению, в нашем регионе этот процесс идет вяло.

Теперь законодатель пошел еще дальше, на сегодня уже подготовлены изменения, согласно которым должны будут существовать только три типа учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Если учесть, что сметный порядок финансирования уступает место субсидиарному, то теперь даже для бюджетных учреждений муниципалитеты должны будут просчитать размеры субсидий. То есть опять мы приходим к нормативу, стоимости услуги, в данном случае – образовательной.

Хорошо, что министр понимает…

– Я рад, что министром образования стала наша коллега по Законодательному Собранию Екатерина Владимировна Уба – она все это прекрасно знает и понимает. Ведь министр должен быть не только финансистом и контролером, который за бумагами не видит и не замечает многих процессов. Важно, чтобы человек был профессионалом, понимающим все самые острые проблемы в системе образования.

На уровне города Ульяновска такой острой проблемой сейчас, конечно, являются дошколята. В детсадах огромное количество вопросов, которые еще предстоит решать. Большинство из них можно сдвинуть с мертвой точки лишь в рамках расширения или изменения действующей системы, а не ужесточения контроля. Порой у нас еще наблюдаются совершенно дикие вещи, когда, к примеру, воспитателям, нянечкам запрещено питаться в садике. То есть человек с восьми до пяти привязан к рабочему месту, отойти ему нельзя и поесть тоже нельзя. Мы, вместо того чтобы найти компромисс с контролирующими органами, разрешить питание, ужесточаем контроль, ездим, проверяем, не съел ли воспитатель тарелку супа. То есть пытаемся в рамках неэффективной системы усилить контрольные функции, что вызывает лишь ненужные эмоции и в конечном итоге отражается на детях.

Поэтому повторяю, модернизация образовательной системы на сегодня важнее, чем оптимизация.

С чего начать?

– Есть еще третий вариант – казенные учреждения. Если мы в ближайшие сроки не просчитаем базис по учреждениям образования, то можем получить и такой вариант. А это уже шаг назад, не на год и не на два… Поэтому надо понимать: момент настал очень ответственный, мы должны быть готовы к переходу на полностью нормативное финансирование. Директора наших школ в целом научились работать в новых условиях, то есть считать и планировать. Конечно, многие руководители сформировались в прежней системе (у нас очень мало молодых руководителей), поэтому пока неохотно идет передача ряда функций в режим аутсорсинга. Многие пытаются выполнять все самостоятельно. И, тем не менее, финансово-хозяйственную деятельность они вести научились и вряд ли захотят возвращаться в режим казенных учреждений. Конечно, проблемы будут, особенно на уровне муниципалитетов. Им нужно помогать, может, даже подталкивать, то есть Министерство образования должно быть заинтересовано в том, чтобы у нас все нормативы были приняты, узаконены. Это самый сложный вопрос. Для примера могу сказать, что, когда я еще был председателем комитета по образованию Гордумы, мы добились расчета норматива на финансирование детских дошкольных учреждений, финансисты нам его рассчитали, но он до сих пор не принят. А времени с тех пор прошло немало.

Итак, подведем итог

– В июле, как настаивают федеральные власти, мы должны определиться, в какой форме будут существовать наши образовательные учреждения. То есть мы должны иметь четкое понимание, будут они казенные, бюджетные или автономные. До этого времени нам все нужно просчитать, смоделировать. Конечно, по-хорошему, этим надо было заниматься два-три года назад, ведь уже тогда необходимость перехода была очевидна. Но если мы и сейчас будем медлить, а переходить все равно придется, процесс перехода будет сопровождаться большим количеством проблем, что непременно скажется на качестве образования детей. За летние месяцы нам предстоит выстроить и рассчитать всю систему. Ее пока нет. Сейчас необходимо четко определить путь модернизации образования, тогда и затраты на него будут более оптимальными.

Владимир ПИЛЬНЕВ.

Подготовлено при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области