Поэт и власть. Вечная тема для обсуждений. Вроде бы исторически поэты в России всегда держались на дистанции от царей. Может быть, творцу по определению противопоказана власть как таковая, потому что сохранить свой голос, воспевая «указующий перст», невозможно?

БАРДЫ УЖ НЕ ТЕ…

Вспомните бунтарский дух бардов советского периода, взять хотя бы того же Владимира Высоцкого. После очередного абсурда властей народ говаривал: «А что по этому поводу споет Володя?» Это были те случаи, когда вопреки избитой поговорке один в поле воин, потому что залогом победы над косностью чиновничества тогда являлось настоящее Слово. А что теперь? Неужели и впрямь извечный конфликт ныне решается просто: где цари, там и поэты?! Наверное, ответить на данный вопрос мог бы круглый стол по обсуждению проекта «Стратегия государственной политики по поддержке и развитию литературного творчества Ульяновской области», состоявшийся в конце апреля при участии местных стихотворцев и управленцев от региональной культуры.

ТВОРЧЕСТВО ПО ЗАКАЗУ?

Конечно, главное для местных авторов (и я их вполне понимаю) – это книги, издание которых сегодня стоит очень дорого. Потому что неизданные стихи (рассказы, повести и т.п.) – считай, что ненаписанные, а это обидно. Вот и приходится идти на обсуждение условий взаимодействия с чиновниками в надежде на долгожданный сборник имени себя. Участвовать, так сказать, в (цитирую обсуждаемый документ) процессе формирования «новой литературной парадигмы».

«Отсутствие системы государственной поддержки может привести к регрессии созидательного творческого труда». Может, но не обязательно приведет. Потому что госзаказ на творческий труд – изобретение исключительно отечественное. Творчество по заказу – звучит как сочетание несочетаемого. Действительно, долгие годы именно такое творчество служило идеологическим целям советской системы. Да, породившей своих литературных гениев, но и наплодившей множество соцреалистического хлама. В то же время за рубежами нашей родины признания в литературе добивались и добиваются отнюдь не самые бездарные люди, которых с удовольствием читает весь мир. Без всякой бюджетной поддержки. Без задач, поставленных извне, – исключительно по велению сердца. Даже пройдя жесткое рыночное сито. Потому что рынок не только преграда, но и закалка для духовного начала творящего, а несгибаемодуховные люди есть в любом, даже самом прагматичном обществе. Вы скажете, бывшая домохозяйка Джоан Роулинг, пробившаяся из ниоткуда, не показатель, потому что ее Гарри Поттер не является искусством, служа чисто коммерческим интересам? Или Лоис Макмастер Буджолд с ее космической фантастикой? Допустим, так. Но где же тогда высокодуховные российские творцы, которыми бы зачитывались миллионы, с их несколько облегченными, немного тепличными условиями для созидания? Может быть, творчество на самом деле должно взрастать «на каменистой почве» вопреки, а не благодаря обстоятельствам?..

ГОЛОС ИЗ ПРОШЛОГО

Поэтому то, что «органы исполнительной власти в субъектах РФ могут повлиять на основные направления литературного процесса в регионах за счет… преференций» (еще одна цитата из обсуждавшегося проекта) звучит как голос из советского прошлого. И «увеличить вклад литераторов Ульяновской области во всероссийский литературный процесс» или «влияние литературы Ульяновской области на общероссийские литературные тенденции» путем написания программных документов и принятия новых членов в местный Союз писателей (а они вообще есть, яркие молодые таланты?!) невозможно. По крайней мере в современных реалиях. Надеюсь, многие ульяновские литераторы, положа руку на сердце, со мной согласятся. Как бы ни хотелось им новых сборников…

Поэтому и ежегодный «единый государственный заказ на издание книг местных авторов в соответствии с приоритетными направлениями культурной политики России и региона» кажется при близком рассмотрении очередным абсурдом. Что это за приоритеты, кто их формирует? Вы представляете, если бы Антон Чехов или Лев Толстой писали в соответствии с приоритетами, расставленными для них чиновниками?! Или некий региональный «Совет по продвижению чтения и книгоиздания» рекомендовал бы пьесу Александра Грибоедова?! Как говорится, «а судьи кто»?

И К НИМ НЕ ЗАРАСТЁТ ТРОПА

А вот еще из области историко-культурных фантазий. Как повашему, Пушкин или Лермонтов приняли бы звание «Народный поэт такой-то губернии», ну хотя бы Симбирской? Думаете, вряд ли?.. А для наших местных литераторов такие звания как раз ввести запланировано – в рамках «совершенствования мер материального и морального поощрения творческого труда писателей»! Вообщето, поэт и писатель – это не артист. Для артиста «народность» это популярность, объективно замеряемая заполняемость залов на спектаклях и концертах, для поэта же – нетленность и глубина, которые «аршином общим не измерить».

Или взять «ежемесячную компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости». А как же Достоевский, жилищные условия которого не помешали ему создать картину жизни «обитателей петербургских углов»? И безо всяких субсидий на ЖКХ умудрился человек както внести гениальный вклад в мировую культуру!

В БУДУЩЕЕ. НАЗАД!

Конечно, запланированное участие местных писателей в гончаровских, карамзинских и пушкинских праздниках – дело благое. Кому же, как не им? Однако от одного их участия мероприятия не приобретут статус всероссийских, и «писательское сообщество… других стран» к нам враз не устремится. Да и выездные программы в глубинку с участием местных авторов вряд ли вызовут бум, да и за что они будут там агитировать? Уж не за здоровый образ жизни ли?..

Опятьтаки непродуманным представляется и «создание мест трудоустройства писателей путем возврата в штаты СМИ», «возврат к существованию в СМИ литературных страничек и телерадиопередач». Что, систему распределения стихов и рассказов сверху внедрять собираетесь? И аудиторию тоже нагоните принудительно? Мол, и поныне есть у нас великая русская литература местного разлива – свои Карамзины и Гончаровы. Как будто не понимают чиновники, что если и искать какоето продвижение в этом плане, так только подлинно новые формы взаимодействия с авторами, а не хорошо (возможно и навсегда) забытое старое. Культура – это не совхозы времен плановой экономики: тут внедрить, там собрать… Ведь одни люди давно отвыкли выступать, но другие-то еще больше отвыкли слушать. Да и найдут ли в творчестве местных литераторов наши земляки то, что искали, когда есть сотни кабельных каналов телевидения и всемирная паутина Интернета? Всетаки литература – не междусобойчик: ты читаешь мне, а я – тебе. Если чтото издается, значит должно быть комуто нужно. Кроме чиновников с их отчетами. Если уж потрачены средства из кармана налогоплательщика…

София МОРЖОВА