Концертное турне в честь 65летия Победы маэстро Владимир Спиваков и его камерный оркестр «Виртуозы Москвы» начали с Оренбурга.

В Ульяновск музыканты прибыли из Самары. Единственный концерт в Большом зале Ленинского мемориала пролетел как одно волшебное мгновение: от Чайковского до Гайдна, от душевных прикосновений проникновенных мелодий до открытых слез «Прощальной симфонии…».

Владимир Теодорович личность уникальная. Он играет на скрипке Страдивари 1713 года, которую ему отдали в вечное пользование, а дирижирует палочкой, которую ему подарил сам Леонард Бернстайн (американский дирижер, пианист и композитор). Не так давно Спиваков возглавил Национальный филармонический оркестр России и к тому же является президентом Московского международного Дома музыки.

Сейчас собирает «молодежную сборную» музыкантов СНГ. С ними уже запланированы концерты по всему миру, включая Лондон, Нью-Йорк и Париж.

У него есть и свой Благотворительный фонд, деятельность которого тоже безгранична: от покупки инструментов юным дарованиям до при обретения лекарств тяжело больным детям. Маэстро все успевает. И это тоже показатель человека огромного масштаба.

Пресс-конференция с ульяновскими журналистами была непродолжительной, но поучительной тем, как надо ценить время.

– Маэстро, оркестру «Виртуозы Москвы» уже больше тридцати лет. В нем сменилось несколько составов. По какому принципу Вы подбираете музыкантов?

Для меня, во-первых, важно, чтобы был хороший человек. Во-вторых, чтобы был замечательный профессионал. А замечательный профессионал это не только тот, который сам умеет очень хорошо играть, но и тот, который умеет слушать. В оркестре очень важно умение скрыть недостатки другого человека. У одного музыканта одна сторона сильнее, у другого другая. В общем никто не услышит ненужного.

Получается общее хорошее качество игры. А если они очень хорошие люди, то в оркестре создается прекрасная атмосфера. Так у меня и в большом оркестре тоже.

«Имей в виду, что, когда ты будешь дирижировать, тебе будет трудно только с середняками. Остерегайся середняков. С большими артистами трудно не будет. Потому что у них горизонт дальше», совет от Леонарда Бернстайна.

– А из первых «Виртуозов», которые прославились на весь мир Кольмарскими фестивалями в Испании, кто-то продолжает с Вами работать?

Григорий Ильич Ковалевский остается верен оркестру. Он играет на контрабасе и к тому же наш бессменный директор.

– Вместе с «Виртуозами» выступала вокалистка. Это нововведение или традиция?

С нами в этом турне солирует Алевтина Яровая. Эта молодая певица из группы стажеров Большого театра.

Мы ей помогаем, как, впрочем, и другим талантливым вокалистам. Она выступает и с Национальным оркестром.

Сейчас собирается молодежный симфонический оркестр.

Туда мы привлекаем талантливых музыкантов из всех стран СНГ. Это непросто. С большим трудом приехали девушки из Грузии и Киргизии. В мае мы начнем репетиции в Москве, а потом едем в Нью-Йорк. Там даем концерт в Организации Объединенных Наций, а 10 мая запланировано выступление в Париже, в ЮНЭСКО.

– На сцене рядом с артистами сидели дети. Зачем?

У меня всегда на сцене сидят дети, ветераны, люди, которые не в состоянии купить билеты. Вот и сегодня я пред ложил пригласить детей, которые хотят прийти на концерт. Для них это праздник.

Все чудно слушали.

– Расскажите про свой Благотворительный фонд.

Я не любитель рассказывать про такие вещи, которые надо тихо делать. В Евангелии же сказано, что когда правая рука делает добро, левая не должна об этом знать… Больше десяти тысяч детей получили помощь, больше 90 операций. За каждой цифрой, за каждым именем судьба человека. Я совсем не думаю, что все станут гениями, но то, что они получат каплю любви от чужих как бы людей, это очень важная вещь. Они сами потом будут лучше.

Еще у нас есть программа «Дети на обочине». Юные музыканты фонда играют для ребят, которые находятся в исправительных учреждениях.

Что показательно, ни одного ребенка, который бы занимался музыкой, в колонии нет. Стоит задуматься.

Для меня радость, когда я вижу, что кому-то сделал хорошо. Есть люди, которые даже не знают, что именно я им помог. Посылаю деньги в больницы, когда узнаю, что нужны лекарства… Мальчику слепому купил гобой в Пари же. Для меня такое поведение норма. Так делают многие достойные люди во всем мире. Так и я получил свою скрипку Страдивари.

– А Вы сами охотно учились музыке? Многие великие исполнители вспоминают, как их буквально силой заставляли родители.

Во-первых, я себя великим не считаю. А во-вторых, мама моя действительно очень хорошо играла на рояле. Окончила Ленинградскую консерваторию. Первые звуки музыки я услышал от нее. В начале учебы я не очень старался, честно признаюсь. В интернате для одаренных детей мы больше «рвались на волю». Все зависит от педагога. Если он сумеет заинтересовать ребенка так, чтобы это не казалось работой и не было в тягость маленькому человечку, то результат будет.

– В книге «Не всё», которую написала ваша супруга Сати, написано, что Ростропович дал Вам уникальный совет «держать порох сухим». Вы им пользуетесь?

«Старик, оркестр «Виртуозы» это замечательно. Но прежде всего ты скрипач. Я хочу посоветовать тебе: держи порох сухим. Чтобы в «кармане» всегда было не сколько готовых концертов. И что бы ни случилось, разбегутся твои оркестранты или нет, ты мог бы играть концерт.

Взял в руку скрипку и по ехал».

Всегда! Слава так считал.

Я так и делаю. Каждый день занимаюсь. Как только даешь спуск себе, сразу идешь вниз.

У меня обширный репертуар.

Много интересных и любимых вещей.

– Почему же Вы ничего не исполнили сольно? Многие на это надеялись.

Я хотел, но просто уставший был немножко. Мы приехали поздно. Только ус пели пообедать. А вчера тоже был концерт… После выступления устаем, как ни странно… Мы же играем «понастоящему». Для нас не важно это Лондон, Ульяновск, Париж или Кемерово… – Будет ли у книги «Не всё» продолжение?

Сати хотела написать, но пока времени не находит. Я ей обязательно передам, что ее литературным творчеством интересуются в Ульяновске.

Нина НИКИФОРАКИ.