Этой весной оползни в Ульяновске стали уже не призрачной угрозой, а фактом: обвал на спуске Ленинских горок, обрушение 20-метрового парапета возле областной библиотеки на ул. Минаева, сход огромного пласта земли за ул. Мостостроителей… Похоже, пришло время собирать камни тем, кто закрывал глаза на необходимость постоянного контроля за склоном!

Горький опыт прошлых лет не стал наукой для городских властей. Ведь разрушительные оползни в Ульяновске случались и раньше. В 1915 году оползень уничтожил аркаду строящегося волжского моста, хотя её опоры углублялись в грунт на 30 метров. В следующий раз, в 1955 году, поползло так, что был практически уничтожен весь жилой район Подгорье. Последний мощный сход склона произошёл в 1961 году, тогда пострадало более 200 строений, 20 из них ушло под землю.

Судя по периодичности разрушительных обвалов, которые случаются через 40-50 лет, сейчас мы на грани катастрофы. Но не только наблюдения за амплитудой оползней заставляют бить во все колокола! В областном Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии приводят неутешительные цифры: ежегодно обрушение берегов Волги составляет больше 100 гектаров. В 2009 году наиболее крупные разрушения береговых склонов размером от 1 до 10 метров были зафиксированы именно в Ульяновске.

На сегодняшний день существующие сооружения инженерной защиты волжского косогора находятся в плачевном состоянии: самые новые из них построены в конце 80-х годов, а основная часть – в 50-60-х годах прошлого века. И это при среднем сроке эксплуатации в 20-30 лет!

Сейчас разработана проектная документация на ремонт и укрепление косогоров на территории Ульяновской области на общую сумму 1,5 млрд рублей. Только в Ульяновске на финансирование программы требуется 90 млн рублей. Но оплачивать противооползневые работы бюджеты всех уровней не спешат – пока суммы с шестью нулями есть только на бумаге. Да и Ильдус Юсупов, директор УППОР «Противооползневые работы», которому по должности положено биться за родной косогор, а следовательно, и за финансирование берегоукрепительных работ, похоже, «воюет» только в интервью на страницах газет. Других – реальных – действий мы как-то не видим. Но зато видны последствия бездействия.

Ждем беды

28 апреля на улице Минаева обвалился почти трёхметровый парапет возле Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т.Аксакова.

По словам замдиректора учреждения Светланы Степановны Пекарской, парапет и часть асфальта на тротуаре рухнули в одночасье:

– Талые воды подмыли почву. К счастью, в этот момент рядом не было детей. Вопрос с восстановлением парапета сейчас стоит на контроле облправительства, и средства на него уже выделены.

Обвал в оползневой зоне признали чрезвычайной ситуацией. И несмотря на то, что этот статус должен был ускорить процедуру обязательных торгов на проведение ремонтных работ, к первомаю привести склон в порядок не успели! Так и шествовали демонстрации трудящихся и представителей политических партий на митинги по обвалившемуся тротуару рядом с рухнувшим парапетом.

Сейчас администрация областной библиотеки надеется, что новые обрушения обойдут их стороной. Единственным мерилом безопасности для библиотекарей стала… трещина в стене здания, на которой установлены маячки: если маячки, а их поставили в ноябре прошлого года, целы -значит, пока оползни не трогают само здание.

29 апреля, спустя сутки после обвала на Минаева, ульяновские экологи забили тревогу. В районе Ленинских горок произошёл обвал участка склона почти в 50 метров, в некоторых местах грунт осел на глубину до трёх метров. По словам экологов, этот оползень – только начало. Летние ливни могут размыть этот участок, что приведёт к дальнейшему обрушению склона, на кромке которого находится здание областной филармонии, а у его подножья – стационарный пост ГИБДД.

Склон без укреплений!

Если не справляются берегоукрепительные сооружения в центральной части Ульяновска, то что говорить о тех оползневых участках, где берег не укреплён вообще? А таковых – масса, и почти все они соседствуют с жилым сектором. Например, не укреплён склон от улицы Тухачевского до Поливно. Единственный защищенный участок находится в районе Поливенского водозабора.

В районе нового моста, буквально в пяти метрах от гаражного кооператива на улице Мостостроителей, этой весной уже произошёл обвал огромного пласта земли. Тоже на неукреплённом участке. Между тем, там перед гаражами стоят жилые дома:

– Несколько домов бывшего мостотряда у нас уже расселили, но наши аварийными признавать отказываются, – говорит Людмила Иванова. – Конечно, жить страшновато, а куда деваться?..

Пётр Степанович, житель переулка Брюханова, находящегося на самом склоне, возмущён не меньше:

– Во время выборов мы были нужны всем! А сейчас мы уже второй месяц без воды – повреждены коммуникации – и никому дела нет! А вы про оползни говорите – никто и не заметит, если наши дома сползут вниз…

В Железнодорожном районе в опасности склон вдоль улицы Кольцевой. Когда-то этот микрорайон был последним перед чертой оползневой зоны, за которой жилая застройка запрещена. На живописном обрыве больше сорока лет назад людям давали места под дачные участки, тогда появилось садовое товарищество «Кожевник-1». Но садоводов предупреждали, что капитальное строительство на этой территории невозможно.

Но невозможное стало возможным благодаря деньгам. Несмотря на то, что берегоукрепительные работы на этом участке не проводились с четверть века, на улице Кольцевой вниз до склона вырос целый микрорайон. Владельцам элитных особняков, в отличие от дачников, никто препон по строительству коттеджей не ставит. И последние с ненасытностью захватывают земли дачных участков, подбираясь всё ближе к обрыву. Что и говорить, с волжского косогора открывается потрясающий вид… за который, видно, не грех рискнуть своей недвижимостью…

От «МГ»: Как известно, пока гром не грянет, чиновник не перекрестится. Готовы поспорить, что если пол-Ульяновска сползёт в Волгу – сразу же и деньги на берегоукрепительные работы найдутся, и виновных, давших разрешение на капитальную застройку в оползневой зоне, накажут. Но что мешает это сделать сейчас? Проще предотвратить беду, чем потом ликвидировать последствия.

фото ul.kp.ru