В феврале – Германия, в марте – одно выступление в Татарстане, в апреле Дюссельдорф и снова один выход на сцену в Казани, в мае Дюссельдорф, а потом Копенгаген и список европейских городов. Россия в графике выступлений солиста Немецкой оперы на Рейне Бориса Стаценко редко встречается больше двух-трех раз за год. При этом в родной стране оперная знаменитость поет на столичных сценах – в Большом театре, где Стаценко является приглашенным солистом, и на Шаляпинском фестивале в Татарстане. Но в этом году в график певца между выступлением в Казани и возвращением в Дюссельдорф вписался Ульяновск.

Появление певца в нашем городе стало возможно только благодаря его личному знакомству с главным дирижером Ульяновского симфонического оркестра Сергеем Ферулевым.

Тот пригласил его заехать в Ульяновск, чтобы достойно завершить музыкальный фестиваль «Мир – Эпоха – Имена».

Борис Стаценко согласился, но наши слушатели все равно чуть не остались без его пения. Все планы спутал исландский вулкан, закрывший пеплом небо над Европой. Рейсы из Германии в Россию были отменены, и в нашей филармонии уже думали искать замену солисту на закрытие фестиваля. Но небо Старого Света сменило гнев на милость.

Его открыли для полетов, и выступление Стаценко, пусть и с переносом даты концерта, для Ульяновска удалось спасти, рассказал Сергей Ферулев, представляя зарубежного гостя местным журналистам.

Наши слушатели получили уникальную возможность оценить европейский уровень оперного пения, а журналисты расспросили певца о том, как стать заграничной знаменитостью.

История карьеры оперной знаменитости европейского уровня баритона Бориса Стаценко не так уж проста. Для оперы, если пробежаться по биографии, он был спасен как минимум дважды.

До 22 лет Стаценко прожил, и вовсе не зная, что существует такой жанр. Жил в селе в Челябинской области, пел в местном ансамбле советскую эстраду, изредка перемежавшуюся долетавшими из-за границы западными веяниями.

В музыкальную школу не ходил, но, освоив гитару, одолел самостоятельно и стоявшее в сельском клубе пианино.

Опера ворвалась в жизнь внезапно. Оказавшись в Челябинске, Борис с друзьями поддался на призыв афиши и пошел на «Севильского цирюльника». Увиденное, а особенно услышанное перевернуло всю жизнь. Молодой человек решил стать солистом-баритоном, даже не зная, что есть еще тенор и бас. Пошел учиться в музыкальное училище, с третьего курса уехал в Москву и поступил в консерваторию. Оттуда пригласили в Камерный театр Покровского, а затем на стажировку в Большой театр. В начале 1990-х годов певец впервые поехал петь в Германию. Из России уезжать работать за границу не собирался, но фактически был вынужден.

Перед очередной поездкой в Германию в Большом театре ему объяснили, что нужно перейти на контрактную основу написать заявления об уходе из штата и приеме по контракту.

Когда вернулся, обнаружил, что второе его заявление было начальством удачно «потеряно». В Москве прописки не было, а на просьбы помочь в паспортном столе посоветовали ехать обратно в деревню «хвосты коровам крутить». Стаценко принял другое предложение – поехал работать в Германию.

С тех пор он поет в лучших залах Европы со знаменитыми коллегами и преподает пение в Дюссельдорфе. В Италии русского певца критики окрестили «вердиевским» голосом.

«Какая оценка может быть выше. Назвать не итальянского певца, а российского на родине Верди вердиевским баритоном – это высочайший уровень мастерства», – дает свою оценку Сергей Ферулев.

Сам Борис Стаценко объясняет, что дело не только в его голосе, но и в понимании того, о чем он поет. «Когда я пел в Палермо, мне говорили: ты поешь на итальянском лучше, чем итальянцы. Я понимаю итальянский так же, как русский, а как иностранец стараюсь еще и словом больше донести до слушателя. В каждую краску стараюсь вносить душу.

Помню, в Большом театре была премьера «Войны и мира». Я там пел Наполеона.

И почти все критики написали, что единственный, у кого был понятен русский текст, это проклятый корсиканец Наполеон, – смеется певец. – К сожалению, много артистов-певцов поют и не понимают, о чем. Если попросить кого-то рассказать текст – он заткнется или начнет выкладывать метроном, в котором опера написана. На итальянском большинство поют звуки, удобные для голоса, а не слова. А если артист понимает, какой текст он поет, то публике тоже понятно – видна эмоция».

Кроме итальянского Борис Стаценко выучил еще несколько языков. Немецкий, по словам певца, помог ему выжить в Германии после отъезда: «Два слова – «хенде хох» – я, когда переехал, знал по-немецки. Ностальгия возникает, когда не знаешь языка и нет коммуникации. Но я сейчас свободно говорю на других четырех языках кроме русского, у меня нет основания, да и времени, для ностальгии».

Еще одна отмечаемая критиками особенность Бориса Стаценко – его артистизм. В опере главное все-таки пение, но Стаценко на сцене ведет себя как настоящий актер. Это делает его выступления еще более эмоциональными и, не скрывает певец, доставляет ему удовольствие, несмотря на физические затраты: «Певец это не просто голос. Издавать звуки и корова может, но мы слушаем соловья. Актерство это внутреннее. Меня всегда удивляло, что после спектакля куда-то улетают два килограмма веса. Это не то чтобы вода с трудом вместе ушла, а именно энергия из организма уходит».

Наслаждаться пением и актерским талантом соотечественникам теперь приходится крайне редко. Зато Европа, в которой оперу ценят гораздо больше, чем у нас, позволила Борису Стаценко в полной мере раскрыть свой талант. «Я очень благодарен той женщине», – смеется он, вспоминая руководителя Большого театра, выкинувшего его однажды из штата. Но говоря серьезно, певец в современном положении оперы в России отмечает главный недостаток, который можно увидеть и в положении всей нашей культуры. «Мне обидно неза российскую оперу, а за российских руководителей оперы. Руководят оперой те, кто хочет из этого получить деньги. Я никого не осуждаю. Но многие руководители не имеют никакого понятия об опере – вот за что обидно… Это не опера, это люди, которые не имеют к ней отношения. Как в анекдоте: «Ты оперу любишь?» – «Ненавижу». – «А ты ее слышал?» «Не слышал, но ненавижу».

Впервые за много лет услышать высококлассную оперу в Ульяновске можно было на закрытии международного фестиваля «Мир – Эпоха Имена», где выступал Борис Стаценко. Руководителей области и департамента культуры на концерте не было.

Лидия ПЕХТЕРЕВА