Центру Пластова, расположившемуся в здании по улице Гончарова, 16, – всего полгода. Его открытию предшествовала долгая работа сотрудников областного Художественного музея и семьи художника. Все наследие Аркадия Пластова, а это почти 10 тысяч произведений, хранится, изучается в лучших музеях России, включая Третьяковскую галерею в Москве и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Стоит напомнить, что в 1943 году в зале заседания на Тегеранской конференции, где присутствовали главы трех держав антигитлеровской коалиции – Сталин, Рузвельт и Черчилль, висела именно картина Пластова «Фашист пролетел».
Вчера, 12 мая, в день памяти Аркадия Пластова, традиционные мероприятия прошли в Ульяновске и на его родине, в селе Прислониха Карсунского района. А уже в субботу в рамках Международной акции «Ночь музеев» рядом с Центром будет воссоздан «Симбирский Монмартр». Тема вернисажа на открытом пространстве – «Пластов и французские экспрессионисты». То, что Аркадий Александрович самый что ни на есть русский экспрессионист, утверждает уже не одно поколение маститых искусствоведов.
В этом году Центр должен преобразоваться в музей Аркадия Пластова. О нем в нашем городе мечтают давно. Последнее постановление губернатора было принято 6 июня 2008 года.
Что для этого предстоит сделать, нам рассказала заведующая Центром Татьяна Верещагина.
– Прежде всего мне захотелось узнать, что в этом здании было. Оно построено в начале ХХ века, примерно 1913-14 годы, для Симбирского первого высшего начального училища. В этом учебном заведении преподавал Дмитрий Иванович Архангельский, учитель Пластова. И документально доказано, что вместе с ним делал свои первые выставки молодой Пластов.
Был очень востребован, его работы раскупались, о нем писала местная пресса, отзывы были самые лестные.
– Но мы помним и Пластовскую галерею, которая с успехом работала с 70-х годов. Здесь висели лучшие произведения мастера, приезжали гости со всего мира.
Сын художника – Николай Аркадьевич лично проводил экскурсии и привозил земляков из Прислонихи, которые в свое время позировали Пластову.
– Совершенно верно. Поэтому это здание предназначено для музея Пластова, имеет свою историю и заслуживает продолжения этой истории. Интересные материалы, документы и фотографии приносили горожане, интересующиеся творчеством великого живописца.
Уже сегодня выделяются деньги на первую очередь реставрационных работ и на музейный проект. Это около трех миллионов. Мы рады и такой сумме. Важно начать. Я думаю, что если все пойдет успешно, то и деньги появятся. А времени у нас немного, потому что совсем рядом – две большие даты: 120-летие Пластова – 2013 год – и 125-летие.
– Вы работаете с огромным охватом: и с наследием Плаcтова, и с его семьей, и с документальным фондом художника. То, что в городе много памятных мест Пластова, не отвлекает, не заставляет повторяться? Да и сама идея открытия музея Пластова ненова.
– Действительно. Семья Пластова не раз обращалась к разным губернаторам. И вот Николай Николаевич, уже внук художника, нашел взаимопонимание с сегодняшним руководством области. Благодаря его активности мы показываем и подлинные вещи, которые являются собственностью семьи, а также прекрасно выполненные компьютерные копии, которые Николай Николаевич заказывает на собственные средства. С таким мощным помощником мы должны многое сделать.
Сейчас мы работаем над проектом, который называется «125 шагов к Пластову». Готовим этот материал для Министерства культуры. Мы хотим, чтобы так же, как Гончаровский проект, он был поддержан федеральным центром. Поэтому в планы включаются сейчас выставки за рубежом: в Германии, в Армении, а также в Москве, в Академии художеств, в Манеже. Большую программу разработал Николай Николаевич. Он готов предоставить различные экспонаты и работы, которые хранятся в семье. Обратите внимание вот на эти странички. Это объявление, написанное от руки карандашом, что 9 мая художники в 5 часов вечера будут отмечать праздник Победы: «На выпивку сдавать Пластову!». И список участников – первые мастера живописи и графики СССР (на снимке).
– Пластов не призывался в действующую армию. Однако его выставка «Пластов. Война священная», которую вы показываете в эти дни, потрясает.
– У нас есть документальные материалы, посвященные поездке Пластова в Сталинград.
Он не воевал, но выезжал на Сталинградский фронт. 35 дней провел там, в поворотном пункте всей войны. 1 января 1943 года с бригадой художников, встретив Новый год прямо в пути, они вышли из вагона как на иную, истерзанную планету. Пробирались на передний край, делали зарисовки в землянках и, конечно же, подвергались реальной опасности. И здесь у нас и командировочное удостоверение, и продовольственный аттестат, и пропуск на фронт.
И главное – работы художника.
Нина НИКИФОРАКИ.