В два раза больше, согласно региональным социсследованиям, за последние несколько лет ульяновцы стали давать взятки. Впрочем, специалисты оправдывают такой рост повышением откровенности взяткодателей. А в целом, считают в облправительстве, жители области довольны доступностью госуслуг и практически не сталкиваются с принуждением к даче взятки. Так что в разработке антикоррупционных мер областное руководство будет исходить из того, что особенно доступны населению услуги ГИБДД, БТИ, ФМС и соцзащиты.

На заседании совета по реализации антикоррупционной политики в регионе на этой неделе были представлены результаты нескольких социсследований на тему коррупции, проведенных по заказу облправительства. Несмотря на актуальность темы противодействия взяточничеству, областной совет, как выяснилось, внимание ей уделяет нерегулярно. По крайней мере, первое из представленных исследований проводилось еще летом 2009 года, а осмыслять его результаты члены совета взялись только сейчас.

Это прошлогоднее исследование дало неутешительные для власти результаты. Выяснилось, что 57 процентов опрошенных уверены, что спусковым механизмом коррупционных отношений является принуждение к коррупционным действиям со стороны чиновников и что коррупция – это вымогательство со стороны работников органов власти. При этом 22 процента подчеркнули укорененность коррупции в качестве нормы современной жизни в сознании населения. А 29 процентов признались, что были вынуждены дать взятку, чтобы получить ту или иную услугу, положенную им по закону. 30 процентов опрошенных взяточничество считают вполне приемлемым способом решения проблем.

Негативными оказались и результаты опроса, проведенного в ноябре прошлого года среди ульяновских предпринимателей. 46 процентов опрошенных заявили об очень высоком уровне коррумпированности в отношениях между бизнесом и властью. При этом 35 процентов считают, что главной причиной взяточничества является принуждение к коррупции со стороны чиновников. А 40 процентов респондентов сообщили, что за два последних года они попадали в ситуацию, когда госслужащий прямо или завуалированно намекал на неофициальную уплату за свою работу.

Правда, следовал вывод из опроса, нельзя сказать, что отношения власти и бизнеса в регионе строятся только на коррупции – она постепенно вытесняется лоббизмом, участием бизнеса в выборах, финансированием партий. В пользу этих методов продвижения своих интересов склонилось 40 процентов участников опроса против 23 процентов, предпочитающих решать вопросы методом взятки.

За таким оптимистичным выводом последовали и остальные позитивные новости. Согласно последнему опросу, проведенному методом устного анкетирования в отделениях Пенсионного фонда, БТИ, Центра занятости, поликлиниках, Управлении миграционной службы, налоговой службе, городских отделах образования, Федеральной регистрационной службы, Кадастровой палате, отделениях ГИБДД и соцзащиты, большинство их посетителей считают, что предоставляемые услуги им вполне доступны и с намеками на взятки практически не сталкиваются.

Особенно довольными результатами обращения в органы и качеством оказанной услуги оказались посетители Кадастровой палаты, ГИБДД, соцзащиты и даже отделов образования города, где исследовался ход распределения мест в детских садах.

При этом большинство – 85 процентов – заявили, что не почувствовали ожидания от сотрудников органов материального поощрения за работу в виде взятки. Правда, 11 процентов опрошенных посчитали, что сотрудники ГИБДД ждали от них взятки. А около 30 процентов опрошенных сказали, что вполне согласны оплатить более качественное оказание услуги. Еще 10-12 процентов признались, что слышали о случаях коррупции в УФМС, ГИБДД и отделах образования, но сами с ними не сталкивались.

Вывод из собранной информации вполне благоприятный: «Возможности для коррупционных фактов в учреждениях невысоки. Большинство участников опроса не готовы оплачивать услуги и не попадали в ситуацию, когда сотрудники ожидали от них неофициального материального поощрения, и не слышали о фактах коррупции в них».

Впрочем, доктор политических наук, консультант Центра социологических исследований при правительстве области Нина Дергунова высказала более жесткую оценку результатов исследований. Она напомнила, что исследования на тему коррупции в области проводятся с 2006 года. И если в первый опрос в 2006 году всего 15 процентов сказали, что им приходилось давать взятки чиновникам, то в последние годы этот показатель вырос до 30 8 процентов, то есть в два раза. «Но я думаю, что это не рост коррупции. Как раз в это время началась борьба с ней и более активно стала обсуждаться эта проблема. Скорее всего, люди стали смелее говорить о данном явлении», – пояснила Нина Дергунова.

Показательно и сравнение данных по России и Ульяновской области. Если по исследованиям института социологии РАН, россияне чаще всего дают взятки муниципальным чиновникам, работникам правоохранительных органов и судов, то в нашей области лидерами по коррупции оказываются медицина, ГИБДД и образование. И если показываемый исследованиями уровень взяточничества в Ульяновской ГИБДД соответствует всероссийскому уровню коррупции в правоохранительных органах, то в социальной сфере все намного хуже. В даче взяток медикам признаются 44 процента ульяновцев – это в два с половиной раза больше, чем в целом по стране, и в два раза выше, чем по стране, коррупция в ульяновских органах образования.

При этом борцам с коррупцией есть на кого опереться – 40 процентов населения области заявляет о том, что не приемлет взяточничество. Но еще одна треть считает взятки нормой жизни и примерно столько же говорят, что взятки – это плохо, но они вынуждены и будут их давать.

Лидия ПЕХТЕРЕВА