Более десятка российских губернаторов пребывают в ожидании: переназначат или не переназначат. В томительной очереди и наш глава области Сергей Морозов. В январе следующего года в администрацию Президента будут отправлены фамилии трех кандидатов в губернаторы от региона, а уже через 40 дней согласно процедуре Кремль примет решение, кто возглавит Ульяновскую область.

Первым пал свердловский губернатор тяжеловес-долгожитель Эдуард Россель, про которого давно говорили, что Кремль от него просто устал. Еще в момент появления свердловского списка у правительственного чиновника Александра Мишарина шансов было больше, чем у остальных, но ясности, кого поставят, не было до самой последней минуты. Победила Москва. Почти всегда в список претендентов попадает действующий губернатор, но теперь стало окончательно ясно, что это не дает никакой гарантии – только шанс. Изначально считалось, что Кремль решил перейти к новой системе назначения губернаторов, намереваясь сделать ее более демократичной. Было решено вместо президентских полпредов подключить партии, точнее «Единую Россию», у которой большинство во всех областных парламентах. Теоретически партийному руководству своих кандидатов должна предлагать местная ячейка «ЕР». На практике это не так. Местное отделение «ЕР» имеет влияние на выбор кандидатур и на их утверждение, но никак не на выбор Президента. Достаточно вспомнить, как долго не удавалось стать сенатором президенту компании «СОК» Рустему Шиянову. Напомним, его наш областной парламент утвердил практически единогласно. Но Москва была категорически против. Через год назначение Шиянова неимоверными усилиями все- таки продавить удалось, но сейчас многое поменялось. Именно поэтому Сергей Морозов радуется любому чиху из Кремля. Даже новогодней открытке. Все преподносится как кремлевское благословение.

Тройка кандидатов, реже четверка или пятерка, составляется по такой модели: действующий губернатор, крепкий чиновник из региона и федеральная звездочка. Поставить в список губернатора – это ритуал.

Местные бюрократы – это, как правило, технические кандидаты, составляющие видимость конкуренции. Чаще всего, таких статистов бывает два. Например, для Астрахани Медведеву предложили на выбор самого губернатора Александра Жилкина, его зама Константина Маркелова и спикера областной Думы Александра Клыканова.

Хотя считается, что попасть в тройку финалистов – это уже достижение (вполне можно расценивать как трамплин для последующего продвижения). Уже сейчас предварительно известно, что «соперниками» Морозова по тройке будут председатель регионального отделения «ЕР» Игорь Тихонов и глава аппарата Светлана Опенышева. Короче все свои… Но не исключено, что расклад изменится и в числе кандидатов появится человек из центра. Это самый опасный вариант для Морозова.

Федеральный чиновник практически всегда становится фаворитом, даже если не знаком местной элите. Кремль хочет своих губернаторов. И отдает предпочтение новым лицам.

Понятно, что пока не будет окончательно поставлена точка, Морозов попытается решить вопрос в свою пользу. Поэтому сейчас мы наблюдаем повышенную активность на федеральном уровне: интервью в центральных СМИ, ничем не подкрепленные грандиозные проекты, привоз и прогиб перед крупными российскими олигархами. Тем не менее злые языки из ближнего губернаторского окружения утверждают, что это бесполезно. Морозову так и не удалось утрясти скандал с взрывом «Арсенала», есть и другие, мягко говоря, недостатки. Кстати, судя по последним публикациям в некоторых не самых плохих федеральных изданиях, о Морозове появился грамотный и взвешенный негатив. Это вполне можно расценивать как черную метку. Хотя есть примеры, когда губернаторам удавалось утрясать еще и не такие неприятности с Кремлем. Как известно, никогда так много не врут, как после охоты и на выборах. Переназначение губернатора – это те же выборы. Так что впереди нас ждет интересное время…

Екатерина ОРЛОВА

Примечение редакции:

Наша газета открыта для всех мнений, поэтому другой взгляд на проблему читайте в рубрике “политнеделя“.