Подмечено, что немалая часть симбирских-ульяновских краеведов не являются уроженцами нашего города. Краевед Иван Сивопляс, также живущий в Ульяновске в силу обстоятельств, а не места рождения, объясняет это явление просто. Со стороны виднее – приезжие пытаются себя в ульяновской обстановке осознать и начинают заниматься историей края, в который их занесло. Сам Сивопляс, также пошедший по этому пути, предложил взглянуть на наше прошлое очень оригинально. Его симбирская летопись складывается из занимательных историй с веселыми картинками.

Познакомиться с ними можно в квартире-музее Ленина, где открылась выставка графических работ краеведа. Рисунком он занимался с детства, в студенчестве увлекся по-серьезному, а практически профессионально начал заниматься, когда пошли исторические публикации в местных изданиях, рассказывает краевед.

фактически нужда заставила – в газеты лучше берут материалы с иллюстрациями, а где найти картинку для текста про события XVII-XIX века или даже начала ХХ-го? В силу же производственных нужд рисунки краевед стал выполнять в черно-белом варианте – к чему черно-белому изданию цвет? Правда, для собственного удовольствия он создает и цветные иллюстрации, но их на нынешней выставке не увидишь – там представлена лишь черно-белая сторона творчества Ивана Сивопляса.

Несмотря на такую аскетичную цветовую гамму, рисунки краеведа привлекают своими деталями и юмором. Сам автор в силу содержания относит их к распространенному еще в царские времена жанру лубочной живописи и лубочных книг. Лубок существовал как развлекательное чтение, и, аналогично ему, выходящие в печати исторические материалы краеведа отличает характер исторических анекдотов.

– Я могу себя считать и серьезным исследователем, у меня немало научных публикаций. Но мне важно, чтобы история была занимательной, интересна мне самому и людям. Очень часто наука сушит предмет исследования, и обывателя он уже не заинтересует. История же может и должна быть занимательной, – объясняет краевед.

Так что создаваемые им картинки пропаганде истории способствуют – увидишь в газете оригинальный рисунок и обязательно прочтешь, к чему он приложен. К примеру, огромный колорадский жук в наряде «американского буржуя», памятном с советских времен, призван рассказать о борьбе с картофельными вредителями в губернии. Оказывается, предупреждения о вреде жуков публиковались в «Симбирских губернских ведомостях» еще в 1878 году. А первый жук был обнаружен в Ульяновской области лишь в 1972 году – через сто лет. В разгар холодной войны сразу же пошли разговоры, что США жуков шлет в СССР в качестве биологического оружия. Отсюда и. появился образ огромного жука-вредителя. Хотя, если копнуть глубже, есть у картинки и еще один историческо-литературный контекст: Венедикт Ерофеев писал, что, если бы в 1945 году СССР продолжил войну и победил американцев, нашего маршала по местам боевых действий можно было бы звать Жуковым-Колорадским.

Этими подробностями выставка и интересна – посмотрев картинки, непременно захочешь узнать, что же за история за ними стоит, и потянешься листать толстую папочку с публикациями краеведа. Полистать можно и вышедший в 2008 году по областной программе книгоиздания сборник «Истории с картинками». Его при желании можно найти и в библиотеках области. Ульяновские картинки Ивана Сивопляса, появившись как вещь скорее утилитарная, могут и сами войти в историю искусства. Творчеством краеведа заинтересовался Музей народной графики в Москве, и, возможно, сейчас прорабатывается вопрос об организации выставки его работ в столице. Впрочем, краевед больше радуется не признанию его таланта как иллюстратора, а исторической правде, которая и в его рисунках, порой даже наугад, проявляется. Так, изобразив несколько лет- назад колоритную Самсониху – Евдокию Самсонову, заведовавшую ассенизационным обозом Симбирска, не так давно краевед впервые увидел ее фотографию и был поражен. На снимке Самсониха выглядела точь-в-точь, как на его рисунке.

ЛИДИЯ ПЕХТЕРЕВА