В череде региональных событий минувшего года значение открытия нового моста через Волгу сомнению не подвергается. Еще бы, такое долгожданное событие, а уж дорогостоящее, как никакое другое! Да что там прошлый год, важность построения переправы с точки зрения почти трагически разделенных великой русской рекой ульяновцев и на фоне всего последнего десятилетия вроде бы смотрится эпицентром реальных дел.

Надо сказать, что в качестве запасного новый мост себя уже проявил сполна: и во время техногенной катастрофы на «Арсенале», и когда по тем или иным причинам перекрывался центр города – из-за ярмарки на Минаева, парада Победы или эстафеты. Да вот только в остальные дни основную нагрузку по переброске наших земляков с берега на берег, как и прежде, несет незаменимый «ветеран». Через него и путь в разы короче, и выводит он в правобережье куда надо – прямо в сердце Ульяновска, а не далеко за северную его черту. Конечно, последнее удобно для грузовиков-транзитников, но делать гигантский крюк спешащим на работу пассажирам общественного или владельцам личного транспорта представляется полным абсурдом. Конечно, не нам судить, почему из нескольких вариантов много лет назад был выбран именно нынешний проект новой переправы (говорят, предлагали тогда нарастить и старый мост). Возможно, растущий город подавал большие надежды на расширение в сторону севера. И сегодня мы имеем ситуацию, когда то ли Ульяновск не дорос до задумывавшихся масштабов новой переправы, то ли проект уже не соответствует современным реалиям областного центра. Конечно, знаменитый Большой Каменный мост на Москве-реке, соединяющий Боровицкую площадь с улицей Большая полянка, строился целых 44 года, и его «рекорд» в Ульяновске побить не удалось (именно это сооружение вошло в известную народную поговорку о чем–либо чрезвычайно важном – «дороже каменного моста»). Однако то было как-никак в XVII веке…

Правда, в последнее время по новому мосту пустили автобусы – с длинными и витиеватыми маршрутами, соединяющими левобережье и Засвияжье. Колесить через весь город окольными путями пока отваживается меньшая часть нуждающихся пассажиров – по понятным причинам, привычных аншлагов в таком транспорте не наблюдается. Да и проезд зачастую стоит дороже, чем по прежней трассе – километраж-то намного больше! Какая тут выгода? А в народе уже поползли слухи о том, что, дабы оправдать вложения в «стройку века», власти могут даже принять решение перенаправить автомобили со старого на новый мост в принудительном порядке. Например, под предлогом ремонта старого. Хотя бы на летний период. Раньше мучились, подолгу застревая в автореверсе или пробках, теперь, возможно, придется совершать недюжинный объезд…

Хотя в ответ нам пророчат, что уже в нынешнем году начнётся строительство «второго пускового комплекса нового мостового перехода». А там вроде бы и нормальные подъездные пути к черте города (на улицы Юности и Розы Люксембург) запланированы, которые обещают к 2011 году. Даже проект, слава Богу, уже готов. Тоже не ближний свет, но все лучше, чем сейчас, когда объект вроде бы построен, но из-за удаленности подъездных путей вряд ли может считаться полноценной городской переправой. Остается только надеяться, что на окончательную доделку хватит не только средств, но и заинтересованности в результате. Зачастую очень уж любят у нас рапортовать, а после успешной сдачи «рапорта», теряя бюрократический и финансовый интерес, резко охладевать к процессу созидания. Да и дострой подъездных коммуникаций нового моста стоит дешевле – ориентировочно 900 миллионов, из них в текущем году пока найдено только 133. Как всегда, остается надеяться на федеральный центр. Только дадут ли там еще денег? А имеющегося вроде бы только на подготовительные работы и хватает – дренаж да расчистку местности от насаждений. Что же потом? Для примера, доделка нижнего яруса нового моста и сооружение подъездных путей к нему не находятся еще даже в процессе проектирования…

София МОРЖОВА