Авиазавод, набиравший работников последние два года, в этом году заявил о намерении высвободить более 500 сотрудников. Его руководство объясняет происходящее умением оперативно реагировать на вызовы внешней рыночной среды.

Несколько тревожных звонков от работников авиастроительного завода поступило за последнее время в редакцию. Содержание их примерно одинаково. Сотрудники говорят о начавшихся сокращениях, сетуют, что увольняют ценные кадры – с большим опытом и высшим образованием, обижаются, что с таким образованием им взамен прежних предлагают занять места, требующие невысокой квалификации. Учитывая возможность продолжения работы на предприятии, люди просят не называть их фамилий, но делают категоричные выводы – «Авиастар», по их мнению, сейчас рискует растерять редкие ценные кадры, еще сохранившиеся на заводе после непростых 1990-х годов.

Руководство завода идущие процессы предпочитает называть не сокращением, а оптимизацией численности. На недавней встрече руководителей структурных подразделений завода гендиректор Сергей Дементьев заявил, что оптимизация начата, согласно бюджетной директиве совета директоров «Авиастар-СП». На первом этапе она должна коснуться 10 процентов персонала. Сейчас на авиазаводе трудится около 10,5 тысячи человек.

Предприятие, подтвердил нам директор по персоналу «Авиастар-СП» Вадим Овейчук, сообщило в службу занятости о намерении уволить 539 человек. Но, по его словам, прилагаются немалые усилия для минимизации последствий такого шага. В частности, ведется работа по высвобождению сотрудников пенсионного возраста, которые при уходе могут получить разовую компенсацию размером до шести зарплат. Желающих выйти на пенсию уже набралось около 200 человек. Кроме того, из предприятия в качестве «дочек» выводятся занимающиеся непрофильными функциями подразделения, к примеру, строительно-монтажное управление или внутризаводской транспорт, который переводят «дочке» – ООО «Симтранс».

Вызывающие возмущение предложения о переводе на работу с низкой квалификацией объясняются также намерением минимизировать последствия сокращений: попавшим под оптимизацию работникам просто предлагают занять имеющиеся места на предприятии, а среди высвобождающихся в результате текучки вакансий много мест с невысокой квалификацией.

При этом основных рабочих оптимизация коснуться не должна, подчеркивает Вадим Овейчук, направлена она в основном на административно-управленческий аппарат и вспомогательный персонал. Правда, занять весь основной персонал предприятие сейчас не имеет возможности. С начала года «Авиастар» сдал четыре самолета, и больше, видимо, в этом году лайнеров сдаваться не будет.

Предприятие сосредоточилось на работе над новыми проектами – «ИЛ-476», первый образец которого должен быть поднят в воздух в середине следующего года, и «ТУ-204-СМ», который должен быть передан на сертификационные летные испытания в сентябре 2010 года. Поэтому ключевые процессы на заводе сосредоточены в сфере технической подготовки, а часть работников основного производства находится в простое – получает две третьих средней заработной платы и участвует в общественных работах.

Цель этих мер – сохранение той части коллектива, которая должна будет заняться сборкой самолетов, ведь найти квалифицированных авиастроителей не так просто. Так, к новым сотрудникам, которых еще недавно «Авиастар» набирал, возникало немало вопросов. Чтобы их снять, предприятие было вынуждено само обучать молодые кадры, а также заняться созданием специализированного ресурсного центра на базе технического колледжа.

В прошлом году после стажировки предприятие приняло на работу 164 бывших студентов.

В этом году, по информации Вадима Овейчука, эта работа будет продолжена. Такие контрасты в кадровой политике – сегодня оптимизация, а к концу года прием новых специалистов – директор по персоналу нестабильной ситуацией не считает. Это, объясняет он, оперативное реагирование на вызовы внешней среды. А она для «Авиастара» пока не стабильна.

Лидия Пехтерева