14 мая в Чите погиб 23-летний Айрат Киямов, призванный в армию из Мелекесского района. Он успел прослужить меньше месяца…

МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ ПОГИБ В АРМИИ

21 апреля из села Сабакаево Мелекесского района в армию призвали 23-летнего Альберта Киямова. В День Победы, 9 мая, он принял в Чите присягу Родине. Спустя пять дней, 14 мая, солдата не стало.

Согласно предварительной версии, защитник Отечества покончил жизнь самоубийством, однако уже заведено уголовное дело по статье «доведение до самоубийства»…

Блестящее будущее не наступит никогда

Свой долг Родине Альберт начал отдавать задолго до призыва в армию. Закончив школу на «отлично», он поступил в Димитровградский институт техники, управления и дизайна и, будучи ещё студентом, пошёл на практику в Научно-исследовательский институт атомных реакторов, где буквально сходу совершил научное открытие. Талантливому практиканту сразу же предложили место в лаборатории всемирно известного института, а всего через месяц взяли младшим научным сотрудником. Упорному и прилежному юноше профессора пророчили большое будущее.

Да и кроме учёбы, Бертик (так его называли в семье) делал всё на совесть и с энтузиазмом:

-Он и в доне был первый помощник: косил сено, дрова рубил, умел всё. Сам разрабатывал проект подвесных потолков во всех комнатах, да таких, что не каждый рабочий смастерит, – говорит его отец Минахмет Киямов. – В своей комнате он мечтал сделать звёздное небо и уже начал воплощать задумку, когда пришла повестка…

Ещё год назад блестящего специалиста с НИИАРа в казарму не отпустили бы. До 2010 года для «лучших умов» действовала бронь, но Альберту из-за изменений в законодательстве она не полагалась. Не позволяло служить и здоровье. У Альберта с детства был букет заболеваний: плохая кардиограмма, две перенесённые операции на кишечнике и зрение «минус семь», при которых служить не берут. Но честный и уверенный в своих силах парень решил, что, раз медики с призывного пункта говорят «годен», то отлынивать от армии он не станет. Так, 21 апреля с ульяновского вокзала Альберта вместе с другими призывниками отправили в читинский городок Борзя-3 в военную часть 06 705 мотострелковых войск.

Загадочная смерть

Через шесть суток срочников привезли в часть, и связь с Альбертом прервалась. Первое письмо от сына родители получили 14 мая… когда их сына уже не было в живых. В письме, отправленном бог весть когда, он рассказывал, что скучает, и просил близких не верить СМС-сообщениям и звонкам якобы от его имени с просьбами прислать что-то или перечислить деньги на счёт. Это сообщение немного насторожило родителей, но в письме Альберт уверял, что у него всё нормально. Рассказывал, что их бригада”будет участвовать в учениях «Восток-2010» на полигоне Цугол, где должен присутствовать сам президент.

– За два дня до этого я увидела странный сон, – рассказывает тётя Альберта Роза Махмутовна. – Первый раз мне приснился отец Альберта. Встретила его, а он хмурый и весь в чёрной одежде. Живу я в Пензе и утром сразу кинулась им звонить, узнать, не случилось ли чего? Но рано они меня успокоили…

Спустя сутки после первого письма, 15 мая, родителям пришла телеграмма, где сообщалось, что Альберт трагически погиб.

– Мы с младшим сыном кинулись на почту звонить в часть, – говорит Минахмет Киямов. – Там сказали, что наш Альберт покончил с собой, прыгнув с пятого этажа казармы.

Всё, что рассказывали родителям о смерти их сына дальше, вызывает больше вопросов, чем ответов. Призывники, служившие в одной части с Альбертом, рассказали родителям, что их сын жил в казарме на втором этаже и вряд ли мог уйти куда-то в четыре часа утра. Мало того, в казарме всего четыре, а не пять этажей!

Дальше-больше: главный прокурор в Чите опроверг версию командования части, сказав, что причина смерти -не самоубийство. Уверены в этом и родители, которые вскрыли гроб перед похоронами. Если бы Альберт упал с высоты, на его теле были бы переломы и увечья. Но их, как и пятого этажа в казарме, не было! Зато был разбит затылок, а под глазом был отчётливо виден синяк. Родители решили провести дополнительную экспертизу, чтобы документально зафиксировать увиденное. Но димитровградский эксперт Анна Сковикова, по словам родственников, почему-то отказала им в этом законном праве…

Правды не найти?

Родителям Альберта очень сложно в одиночку добиваться правды в расследовании причин гибели их сына. Похоже, военные,, которые призвали и не смогли вернуть родителям сына живым, помогать семье в поисках правды не намерены. Военком Димитровградского военкомата Игорь Плотцев от комментариев по этому делу отказался наотрез, отправив журналистов к коллегам в Ульяновск. В областном призывном пункте дежурный вовсе не стал соединять нас с Олегом Филатовым, начальником отдела призыва, который по совместительству (вот совпадение!) отвечает за работу со СМИ. Безмолвствует и военная прокуратура.

– Может быть, хоть вы поможете оправдать нашего сына, ведь его выставляют самоубийцей! Но такого просто не может быть – Альберт любил жизнь и у него была масса планов на будущее! Да и факты говорят сами за себя! – не сдерживая слёз, просит мама погибшего парня Гельсиня. На похоронах Альберта собралось очень много народа: родственники, друзья, одноклассники, учителя, преподаватели – столько людей разом в селе Сабакаево на улицу ещё не выходило. И никто из них не верил, что жизнерадостный Альберт мог спустя 20 дней после призыва убить себя. Неужели за три недели наша армия так ломает психику здорового и вменяемого человека? Или там убивают именно за то, что не удалось сломить?..

До того, как попасть в ряды доблестной Российской армии и погибнуть в мирное время, Альберт Кия-мов был любимым сыном, усердным студентом и подающим большие надежды учёным. Узнают ли когда-нибудь родители, кто его убил? Поимённо – маловероятно. Ясно одно: за «груз -200» вместо сына несёт ответ вся система круговой поруки и беспредела в армейских рядах, задавившая жизнь талантливого и умного человека бездушным и безжалостным кирзовым сапогом.

P.S. На третий день после похорон Киямовым пришло… второе письмо от Альберта, в котором он уверяет их, что у него всё нормально и он будет писать…

Екатерина ЧИСТОХОДОВА