В удивительной стране живём и в уникальное время. Сегодня мы болеем до сипоты за наших хоккеистов, надев расписные косоворотки и кокошники. Отмечаем праздники, сплетённые из язычества и христианства – не вспомнить, не различить, где какой. Много ли мы сохранили из завещанного предками?
Вот ты какой, цветочек аленький»
В минувшее воскресенье, когда православные праздновали Троицу, под клейкими берёзовыми сводами в Радищевском районе завершился двухдневный славянский фестиваль «Дикий пион». Уже традиционный для области и района праздник.стал отличным поводом убедиться, осталось ли сегодня, в наше жилищно-коммунальное время, местечко для исконной русской культуры, для традиций, оставленных предками.
Даже само название этого большого семейного праздника – а приезжают на него с детьми, с родителями – словно отряхнули от пыли. «Дикий пион» – это тот самый аленький цветочек, о котором сложена знаменитая сказка. Низкорослый цветок, похожий на крупный шиповник, растёт только в Радищевском районе, причём, угадать время его цветения крайне сложно – пион распускается лишь на неделю. Выкапывать непокладистый цветок бесполезно – он нигде не приживается, да и срывать его для потехи и на гербарий считается дурной приметой. Так что редким и почти недосягаемым растением дикий пион был ещё в те времена, когда слагали сказки.
Славянский фестиваль по традиции собирает все окружные сёла на знаменитой Пионовой долине близ р.п. Радищеве, люди семьями приезжают сюда из Ульяновска и соседних регионов. Пыльная дорога до поляны, где и развернулся городок праздника, мелькала автомобильными номерами соседних регионов: Саранск, Пенза, Самара…
Чемпионы времени
Подобные мероприятия с ярмарками и гармонью нередко проводятся и в областном центре, но вдали от трасс и дышится легче, и поётся звонче.
Вообще, среди «помнящих родство» большинство – конечно же, сельские жители. Приезжие из соседних деревень, облачившись в народные костюмы и сплетённые берёзовые венки, как завзятые зазывалы, нахваливали свой товар – пышные пироги, караваи, баранки. Вкуснятина на прилавках не залёживалась. И что заметно городскому глазу: никто не бросает мусор под ноги, не портит землю, по которой ходит.
Как двое из ларца, одинаковых с лица, возникли скоморохи в пёстрых рубахах и задорных колпаках с огромными подносами. Зазывают они покупателей куда лучше привычных продавцов: «Купите пирожок, купите прянички, ну хоть один грибочек по рублю!». Торговых людей на фестивале было много, не зря же символ праздника – цветок для купеческой дочки. Едва попав на поляну, вновь прибывшие тут же осматривали развалы. Плетёные корзины, вышитые и связанные хитрым узором изделия, картины, поделки, украшения из камня – всё изготовлено своими же руками. Ремесленники, как и водилось на Руси, сами стоят за прилавком. На развалах товар так и просится в руки. Завидев интерес к простой тряпичной кукле, продавец, она же и мастерица, принялась описывать полотняный оберег:
– Эта кукла – для незамужних девушек, её вешают у изголовья, чтоб никто не сглазил.
– А почему кукла без глаз? – спрашиваю у продавца, хоть и знаю ответ, но… любопытно же.
– Да вы что, разве не знаете: славяне мастерили куклы без лица, чтоб не сглазили!
Для людей, увлечённых старыми традициями, дико и непривычно узнавать, что сегодня вообще мало кто знает свои обычаи.
Идём дальше…
Вне зоны доступа
Соседнюю лавку облепила ребятня. Саранские мастера привезли изделия из глины. Причём, если главный мастер Виктор готовые поделки продавал, то всеобщее внимание приковал к себе его подмастерье: юный гончар ловко управлялся с гончарным кругом и в считанные минуты возводил кувшины и горшки. Дети по очереди усаживались вокруг маленького гончара и, не дыша, глядели на растущее под руками глиняное чудо.
– Не нужны кувшины – купите свистульки, – предлагает продавец Виктор. – Каждый свисток звучит разными птичьими голосами. Слушайте!
И правда, каждая поделка, размером в пол-ладони, поёт то соловьем, то жаворонком, причём, до того похоже, что все зрители этого концерта невольно поднимали головы вверх – не вьётся ли над головой птица.
– Весь секрет – в воде, – почти шёпотом признаётся Виктор. – Свисток на половину залит водой, поэтому воздух не просто проходит сквозь отверстия, а превращается в трель, не отличимую от живого птичьего пения.
Зульфия, приехавшая на фестиваль с лавочкой каменных изделий, отметила:
-Я не в первый раз на празднике. Из года в год гостей на фестивале становится всё больше. Мы сами приехали из Ульяновска, намеренно выехали в 5 часов утра, чтобы ничего не упустить. Настоящий семейный отдых на природе, вдали от суеты, автомобилей…
И правда, природа сама создаёт для гостей Пионовой долины первозданные условия: здесь даже сотовой связи нет, так что отдыхающие беззаботно наслаждались и вкусной трапезой, и приобретёнными поделками, и нескончаемой вереницей выступлений народных коллективов. Спроси у них, какой всё-таки праздник сегодня отмечают, скажут, не задумываясь: «Так Троица нынче». А берёзовые ветки несут и в храмы, и в поле, где алеет сказочный пион, и ребятня, горделиво поправляя на себе картузы и кокошники, держит в руках заграничные напитки – всё переплелось…
Новые славяне
Немало было среди гостей фестиваля «Дикий пион» городской молодёжи. Увлечение славянской культурой сегодня существует наравне с прочими молодёжными объединениями. Десятки ребят обучаются в народных коллективах, выезжают на славянские фестивали за пределы Ульяновской области и просто исповедуют эту особую религию, где смешались древние обычаи, восхищение народными героями из популярных сегодня книг о славянах и, главное, неразрывная связь с природой. Отрадно, что среди новых молодёжных увлечений появилось ещё одно здоровое занятие, не пропагандирующее бессмысленную депрессию или вредные привычки. Вот и на «Диком пионе» молодые люди, приехавшие с другого конца области, бережно обходя цветущие в траве огни, водили хороводы вместе со своими сверстниками из соседних регионов.
Эта картина вспомнилась, когда, вернувшись в Ульяновск после фестиваля, в первом же дворе обычной девятиэтажки увидела, как двое шумных мальчишек лет десяти ради пустой забавы обдирали пышно цветущую сирень, с недетской жестокостью кромсая ветви и молодую листву. А рядом прогуливались их мамы, даже не глядя на то, что творят их дети…