Примерам федеральных властей по борьбе с коррупцией в регионе следуют, но не до конца. Публиковать информацию о своих доходах и имуществе наши областные и муниципальные чиновники, в отличие от президента, членов правительства страны и других федеральных руководителей, не решились.

Месяц назад закончилась декларационная чиновничья кампания. Государственные и муниципальные служащие различных уровней в соответствии с президентским Законом «О противодействии коррупции» предоставляли сведения о своих доходах за прошлый год и имуществе, а также доходах и имуществе членов своих семей. За процессом с интересом следила страна.

И стало ясно, что президентская инициатива россиянам очень по нраву, – одними из главных тем новостей в апреле-мае стали именно чиновничьи декларации и их содержание. Впрочем, наш регион в тенденцию, начатую президентом, не очень вписался. Из нескольких тысяч областных и муниципальных руководителей информацию о своих доходах опубликовали только двое – губернатор Сергей Морозов и руководитель аппарата облправительства Светлана Опенышева.

Чтобы развить тему, в мэрии Ульяновска и областном правительстве мы попытались получить информацию и о других служащих. Ведь не зря же в президентском законе сказано, что «сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствами массовой информации». Но в ответ на запросы из обеих инстанций нам пришли отказы. Их авторы ссылались на то, что, несмотря на строчку в президентском законе, конкретных нормативных актов, обязывающих ульяновских чиновников предоставлять сведения СМИ, не существует.

На самом деле несколько президентских указов, вышедших после закона, определили порядок предоставления и опубликования сведений о доходах чиновников федерального уровня. Из областных руководителей они коснулись лишь глав регионов. Субъекты Федерации и муниципальные власти получили право сами установить порядок предоставления чиновниками информации о доходах.

Правда, при его разработке рекомендовано было руководствоваться положениями президентских закона и указов. В полной мере этим рекомендациям Дмитрия Медведева последовали некоторые регионы, к примеру, Москва. Ее мэр Юрий Лужков подписал указ, повторяющий положения президентского.

У нас же при составлении постановлений областного и муниципального уровней, касающихся подачи чиновниками сведений о доходах, ничего в них о возможности предоставления этой информации СМИ, а уж тем более публикации их на официальных сайтах, не написали. Выходит, добираясь от Москвы до окраин и спускаясь с уровня руководителей страны до руководства области, города и районов, президентская инициатива завязла в плотных чиновничьих рядах. Оно и понятно. Чем ниже уровень власти, тем ближе она к населению в физическом смысле – тем больше простые граждане знают, где живет, на чем ездит чиновник и так далее. И ни к чему, видимо, власти лишние вопросы, как при официальной небольшой зарплате служащий и его родственники могут позволить себе некоторые элементы роскоши. Да и в целом мысль о том, что кто-то будет обсуждать размер их зарплаты, наших чиновников в большинстве смущает. Как будто зарплата – это их личное дело, а не деньги, которые государство платит из бюджета, то есть общих денег страны.

Президенту, увы, этот образ мышления на местах переломить, видимо, не удалось. Мы же постараемся все-таки не терять веру в наших руководителей и последуем совету, полученному в ответ на запрос из областного правительства. Сообщив, что нет закона, по которому областные чиновники обязаны предоставлять сведения о доходах и имуществе СМИ, нам посоветовали обратиться с предложением рассказать напрямую к руководителям. Мы и обращаемся – к областным министрам, а также к мэру и его заместителям – с предложением быть смелее и не бояться последовать президентскому примеру.

Лидия ПЕХТЕРЕВА