Патриарх американского автомобилестроения Генри Форд говорил, что автомобиль может быть любого цвета, только при одном условии – он должен быть черным. Применительно к рекламе можно говорить, что она может быть любой, лишь бы достигала цели.
Реклама заполонила собой все теле и радиоэфир, интернет и газетные полосы, стены домов и свободное пространство улиц. Появилась даже такая разновидность, как ходячая реклама, когда носителем является живой человек. Феномен рекламы объял собой все и вся, не оставив места сомнениям в полезности или нужности тех или иных образов и слоганов. «Что, вы еще не решились? Тогда мы идем к вам!» последняя фраза является выражением и экспансии, и неотвратимости, и все побеждающей силы рекламы.
Конечно, специалисты могут рассуждать о тонких эффектах и уловках, особенностях восприятия и прочих психо логических нюансах рекламы, примерах ее удач и провалов.
Но оставим им судить о художественных достоинствах тех или иных образцов. В этой сфере легенд и пиара не меньше, чем устоявшихся оценок. Цель оправдывает, а главное, оплачивает средства.
Однако если вести речь об уличной рекламе, придется настоять, что она является эле ментом городской архитекту ры. А значит, должна отвечать определенным требованиям.
Надо сказать, что явных ляпов, огрехов или «закидонов» в уличном рекламном пространстве Ульяновска сей час не наблюдается. Нет или почти не встречаются персонифицированные пожелания типа «Петрович, ты мужик!».
Практически нет и бизнесменов с широкой улыбкой. В общем, без понтов и крутизны, как говорится.
Однако нет-нет, да мелькнет в наших пределах что-то этакое, от чего прохожий или автомобилист вытаращит глаза. В начале года на улице Пушкарева, в районе «Автодетальсервиса», был установлен билборд, изображающий то ли человека, то ли монстра, у которого был разинут рот и виднелся ряд черных кривых зубов. Слоган спрашивал: «Страшно?». «Да, это ужасно», хотелось прокричать каждый раз при проезде. «Пора к стоматологу!» рекомендовала вывеска. И на правой части билборда ослепительно сверкали два ряда новеньких зубов. Однако тут же на ум при ходила примерная стоимость такого «превращения». Закрадывалось подозрение, что гражданин, так запустивший свои резцы и клыки, находится в самом низу социальной лестницы и вряд ли сможет оплатить подобную операцию. Реклама висела всю зиму, и лишь к весне ее заменили.
Другой пример. Есть в Ульяновске оживленный перекресток, возле которого вырос православный храм. На углу на высоченной стойке красуется плазменный экран, по которому гоняют рекламные ролики и объявления.
Сейчас уже и не вспомнишь, что появилось раньше рекламный призмотрон или культовое строение. Но невозможно полюбоваться храмом, не уткнувшись взглядом в экран, который его загораживает. К тому же автомобильные пробки здесь обычное явление, и, пока машины стоят, водители смотрят на православное строение, попутно созерцая и ролики. Человек, который выкупил это рекламное место, безусловно, хороший менеджер и психолог. Но всякий раз, желая посмотреть на золоченые купола, испытываешь досаду, потому как в глаза лезут ролики на тему отдыха в Турции или «куплю-продам».
По переулку Комсомольскому, на пути к центральному рынку, на воротах одного не сколько облезлого строения большими буквами начертано: «Шоуфирма». Чуть ниже, буквами поменьше, еще одна надпись, предупреждающая: «Осторожно, злая собака».
Вход один калитка. Начинаешь гадать то ли шоумены шутят, то ли их надежно охраняет четвероногий друг.
Вопрос только: от кого? От заказчиков, что ли? Или от налоговиков?
При всем богатстве выбора рекламных средств важно чувство меры. И, конечно, должны соблюдаться этические принципы. В этой связи можно вспомнить рекламную акцию, когда на улице Минаева стояла живая цепь из девушек, держащих перед собой рекламные щиты. На лицах читалась неловкость, которую они испытывали. Хорошо, что это продолжалось недолго один или два дня. Больше девушек в качестве «живых щитов» не выставляли.
Вместе с тем есть места, куда реклама вроде как просится. На торце завода «Искра» когда-то красовался герб Советского Союза. Потом, в соответствии с духом времени, его демонтировали, основу закрасили, и теперь от герба остались лишь контуры.
Как, впрочем, и от завода.
Надо сказать, что место бойкое, народу здесь всегда много, выездная из города авто мобильная трасса. И былой герб, вернее то, что от него осталось, никак не красит место. Так и хочется чем-нибудь его завесить.
Ну, а любителям рекламных крайностей хочется на помнить древнюю восточную мудрость, которая гласит: «Имеющий в кармане мускус не кричит об этом на улице.
Запах мускуса говорит сам за себя». Не так давно по телевизору ненавязчиво показали ролик-произведение, ролик шедевр. Секунд на двадцать.
Со скромным автографом в конце: «Шанель № 5».
Александр Волгин