Чего и кого только ни изображали на обертках конфет и шоколадок предприимчивые кондитеры начала XX века. И пестрых бабочек с цветочками, и милых барышень, и популярных артистов, и рисуночки со знаменитых картин, и заграничные виды, и даже графа Льва Толстого, идущего за плугом… К 100-летию Отечественной войны 1812 года конфетные коробки украшались изображением Наполеона.

А год спустя, к 300-летию Дома Романовых, с кондитерской продукции на верноподданных взирали портреты царственной семьи. Словом, фантазия била ключом.

А чтобы не покушались на святое, принимались меры. В 1911 году «Симбирские епархиальные ведомости» сообщали: «Харьковским архиепископом Арсением обращено внимание на непозволительность изображения на обертках конфект портретов епископов и монахов. Обращение подобных конфект в Харьковской епархии воспрещено. Святейший Синод одобрил такую меру, предоставив осуществление ее на усмотрение епархиальных владык». Кстати, еще ранее «Симбирские епархиальные ведомости» писали, что «В Смоленске администрация запретила кинематографам показывать картины, оскорбительные для духовенства и армии». Что касается кино, тут, конечно, сложнее определить, что оскорбительно, а что нет. А вот цензуру на сладкую продукцию ввести нетрудно, чтобы ни у кого не возникло желания изображать батюшек на фантиках или, не дай бог, вылепить шоколадную фигуру в виде архиерея.

Не знаю, ведают ли о том давнем «табу» современные производители лакомств, но оберток шоколада или конфет с благостными ликами современных церковных иерархов на прилавках пока не встречается.

Зато нечто подобное можно увидеть в одном из музеев Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», а именно в «Мелочной лавке». В экспозиции, среди прочих товаров мелочной торговли, на прилавке лежит муляж шоколадки в дореволюционной обертке. А на ней самый натуральный монах! В черном одеянии, клобуке, с длиннющей белой бородой. Как же так неужели кондитеры не убоялись гнева священнослужителей?

Оказывается, запрет нарушен не был. Все дело в том, что сей «шоколадванил» был изготовлен в Москве на паровой фабрике И.Динга и входил в серию «Русские артисты».

И на обертке было четко указано, что это вовсе не настоящий инок изображен актер Г.Чернорук в роли Пимена из оперы «Борис Годунов». Георгий Семенович Чернорук был достаточно известным для своего времени певцом-басом. Придраться не к чему.

Антон Шабалкин