В последнее время с высоких трибун часто приходится слышать о том, что лучшие мозги области плавно утекают в сторону крупных городов. Причин на это масса, и основные из них известны. Не стоит их перечислять. Все сводится к известной рекламе про лебедей «кормить лучше надо, тогда и не улетят», что же касается утечки мозгов, можно сказать и так: «ценить надо, тогда и останутся».

По статистике, талантливых детей около 20 %. Какие это дети? Психологи говорят, что в основном они «неудобные», с лабильной психикой, со своими правилами в жизни, старающиеся жить на своей волне. Как относятся к ним педагоги? Чаще всего, негативно. Ведь, как известно, современная педагогика это подведение ребенка под единый, удобный формат. В итоге на выходе из гения получается среднестатистический российский гражданин. А мог бы получиться второй Ломоносов, Эйнштейн, Пушкин… Таланты надо не только учить подругому, но и учить должны их другие.

Идея создания пансионата для одаренных детей витала в Ульяновске давно. Но, как это обычно бывает, не хватало педагогических ресурсов, денег, энтузиазма. Хотя попытки создания альтернативной педагогики все­таки были. Несколько лет в Ульяновске просуществовала авторская школа, расположенная на ул. Льва Толстого. Детишек там начинали обучать с дет­садовского возраста, плавно переводя в начальное обучение. Один раз я случайно попала в эту школу на урок русского языка. Я плохо помню учительницу, которая вела урок, запомнила только ее имя Жанна. Зато до сих пор не могу забыть те эмоции, которые она несла детям. Это был не урок песня! Помнится, тогда я, взрослый человек, поймала себя на мысли, что мне интересно слушать о грамматике. Детей в авторскую школу набирали по определенным тестам, и учились они, что называется, играя. Учителей отбирали по определенной системе. И результат был потрясающим. Это отмечали все без исключения педагогические комиссии. Но через несколько лет школа изза финансовых форсмажорных обстоятельств приказала долго жить. Одаренных учеников перевели в обычные школы. Уж не знаю, что дальше стало с их талантом…

Вновь о создании пансиона для одаренных детей заговорили год назад. Педагогпсихолог Галина Пазекова на протяжении многих лет вынашивала эту идею: «Я уверена, что талантливых детей надо не ломать через коленку, а помогать. Вы себе представить не можете, сколько «звездочек» отправляют в коррекционные интернаты, а то и в психушку. Одаренные дети это материал, к которому надо относится бережно. Тут, как в медицине, главное не навредить».

Что интересно, практически все чиновники от образования идею о создании пансиона для талантливых детей горячо поддерживают. Но дальше слов дело не идет. С одной стороны, хочется, с другой денег жалко. Грустно, что талант не выбирает, в какой семье родиться. Вот если бы одаренные детишки рождались у богатых родителей, проблем бы не было. Онито готовы платить за образование. Но бог не смотрит на достаток, посылая ребенка­«звездочку». Поэтому нет резона делать пансион частным. Проект лишается смысла. В пансионе будут учиться не талантливые, а богатые. Понимая это, в соседнем Нижнем Новгороде нашли средства в бюджете и поддержали одаренных ребятишек. У нас же только слова, обещания и просьбы подождать до лучших времен… А ведь, как известно, талантам надо помогать, чтобы было потом кем гордиться…

Татьяна СОКОЛОВА