Депутат-бизнесмен купил лаишевскую землю за бесценок и пообещал завалить всю область овощами и зеленью. А сегодня он продает ее под коттеджи по цене в 400-700 раз дороже. Что ждет теперь жителей поселка?

«Земля, которую много лет пытались выкупить жители поселка, за бесценок продана небезызвестному ульяновскому бизнесмену, который по совместительству является депутатом Городской Думы от партии «Единая Россия». Теперь он распродает ее по стоимости, в сотни раз превышающей первоначальную», – таков смысл письма, отправленного лаишевцами губернатору Сергею Морозову и его заместителю Александру Якунину. Сотни подписантов – далеко не единственные, кто бьет тревогу: несколько статей о ситуации в ульяновском поселке вышли в известном интернет-журнале «ВЕК», появились сообщения и в местной прессе. Что же стало причиной страстей по Лаишевке?

Не нужно помидоров, даешь коттеджи!

29 мая 2008 года была заключена сделка между министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (продавец) и 000 «Новые агротехнологии» в лице директора Геннадия Соловьева. Объект купли-продажи – участок площадью 13334900 квадратных метров (1300 гектаров), цена вопроса – 9747592 рубля 14 копеек. Несложно посчитать: один квадратный метр обошелся компании в 73 копейки (73 рубля за сотку, 7300 рублей за гектар). Почему так дешево? Да потому что у этой земли сельскохозяйственное назначение, предназначена она для выращивания овощей-фруктов и прочей зелени. Что ж, казалось бы, здорово: фирма с красноречивым названием берется обрабатывать ульяновские угодья – будут новые рабочие места лаишевцам, а магазинам региона – свежая и экологически чистая продукция. Вот только было у этого договора второе дно. За два месяца до его заключения Ульяновская Городская Дума, депутатом которой является господин Соловьев, приняла следующее решение за №31: ввести этот земельный участок в состав Ленинского района города Ульяновска и отнести его к зоне планируемой застройки индивидуальными жилыми домами и размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. Проще говоря, народные избранники решили: не будем там ничего сажать и выращивать, будем там коттеджи строить. А это автоматически означает, что за счет городского бюджета туда будут подведены все необходимые коммуникации – газ, вода, электричество. Излишне говорить, что в таком случае цена на землю взлетает в сотни раз.

Золотые гектары

Схема предельно проста: сначала Геннадий Соловьев как депутат Думы вместе со своими однопартийцами делает из обычного голого поля площади под будущие коттеджные поселки. А через два месяца тот же самый Геннадий Валерьевич, только уже в качестве предпринимателя, выкупает их, но по цене голого поля. А самое интересное происходит через год: летом 2009-го в ульяновских газетах появились объявления о продаже участков на злополучной территории по цене – замрите на мгновение – от 30 до 50 тысяч рублей за сотку. То есть то, что было куплено за 73 рубля, начало реализовываться в 400-700 раз дороже! Если продать все, то выручить можно около 4 миллиардов рублей!!! А ведь они могли бы пойти в городской бюджет.

На тот момент «золотые гектары» еще не были переведены из разряда льготных сельскохозяйственных земель. Однако потенциальным покупателям показывали заключение комитета архитектуры и градостроительства мэрии Ульяновска от 20.09.2009, в котором черным по белому написано: да, участок относится к Ленинскому району, предназначен для жилищной застройки – таково решение Гордумы. Этот документ сам по себе весьма любопытен, так как выдан он – кому бы вы думали? Правильно! – Геннадию Соловьеву. Он, видимо, подзабыл, что несколько месяцев назад вместе со своими коллегами по Думе утвердил данное постановление, Совершенно очевидно, что бумага эта понадобилась предприимчивому депутату не для освежения воспоминаний, а для того, чтобы убедить возможных клиентов в том, что можно не бояться и покупать.

Засада

При этом важно понимать, что реализуемые сейчас участки документально никак не оформлены – они не размежеваны, им не присвоены кадастровые номера. Грубо говоря: «Купи у меня землицы вот от того камня до этого вот столба!». Что мешает оформить и продавать по закону? Точно на этот вопрос может ответить только Геннадий Валерьевич. Но с большой долей правдоподобности можно предположить: на эту дорогостоящую процедуру у Соловьева просто нет денег – совсем недавно он обратился в суд с просьбой признать себя банкротом. Взял кредиты в банках (как раз на покупку поселковой земли), а отдавать нечем. Однако банки не поверили «неудачливому» предпринимателю и обратились в правоохранительные органы и в суд с просьбой признать банкротство преднамеренным. Если им удастся доказать свою правоту, то на активы и имущество Соловьева может быть наложен арест. Возможно, именно этим и обусловлена такая топорность и такая спешка. Хоть что-то бы продать – и тогда прямиком все правильно оформлять плюс банкам вернуть деньги. Нашлись ли уже покупатели – тоже пока неизвестно. Но верится в это с трудом: Ульяновск – город небольшой, и всем хорошо известно, что сейчас проверкой «лаишевской эпопеи» вплотную занимаются правоохранительные органы и прокуратура. Кто будет связываться? Тем более что законность самой сделки вызывает огромные сомнения.

Также необходимо отметить, что над депутатом-предпринимателем дамокловым мечом висит норма закона, которая предписывает в течение трех лет начать обработку сельхозземель. В противном случае они могут быть отобраны по решению суда. Как говорится, везде засада.

Прут напролом

– Я точно знаю, что всей этой историей заинтересовались сотрудники МВД, курирующие борьбу с коррупцией на уровне Приволжского федерального округа, – говорит известный московский журналист Тимур Докторов, автор нескольких статей о Лаишевских страстях, опубликованных в газете «ВЕК», – недавно мне удалось с ними пообщаться. Они утверждают, что манипуляциями такого уровня просто невозможно заниматься одному: у Соловьева есть более высокие покровители. Кто-то в областном правительстве помогает ему довести начатое до конца. Судите сами – 2 апреля 2010 года подписывается документ, по которому часть этих 1300 гектаров получила статус предназначенной для малоэтажной застройки. Они прут напролом, невзирая на голос прессы и на возмущение людей.

И это, пожалуй, самый вопиющий факт: народу прямо в лицо, открыто и бесстыдно, заявляется: «Нам нет дела до ваших прав и вашего мнения! Нам все равно!».

– Мы, местные жители, уже много лет подряд обращаемся во всевозможные инстанции с просьбами передать нам небольшие земельные участки в долгосрочную аренду для выращивания садово-огородных культур, – пишут лаишевцы в открытом письме губернатору. -Также от нас поступало огромное количество обращений с просьбами передать земельные участки в собственность. Но каждый раз мы получали и продолжаем получать отказы. Тем не менее земли были за бесценок проданы правительством Ульяновской области депутату Геннадию Соловьеву. Необходимая по закону процедура торгов не проводилась. Чем вызвана подобная несправедливость со стороны правительства? Почему Геннадий Соловьев открыто и безнаказанно может позволить себе спекулировать землями, купленными у государства за символические деньги, а нам уже ее предлагать выкупить у него за 500 рублей за квадратный метр? В чей карман должна упасть чудовищная разница в ценах?

В этом-то и заключается самая главная несправедливость: сотни миллионов рублей беспринципно и нагло зарабатываются не за счет далекого и слабоощутимого бюджета, а за счет простых жителей поселка. Нет, напрямую к ним в карман никто не залез. Но их лишили возможности стать хозяевами земли, на которой они живут. Причем сделали это не смущаясь, с циничной улыбкой. И тем самым показали, насколько же наплевать на общественное мнение. После публикации объявлений о продаже заволновался народ, а вслед за ним и зашумела пресса. На все вопросы господин Соловьев отмалчивается или отрезает: «Это происки моих врагов!». Но процесс освоения новой территории продолжается: уже построена АЗС, возводится гостиница. Введена в эксплуатацию новая федеральная трасса «Ульяновск – Чебоксары», что сразу же повысило престижность потенциального коттеджного поселка. Кусочек становится все бо-2 лее лакомым. И просто так его уступать местные Остапы Бендеры не собираются. Найдется | ли у власти принципиальность и политическая воля, чтобы их остановить?

Что будет с Лаишевкой?

Новейшая история России знает много примеров вторжения капитала в жизнь обычных людей. Облюбуют толстосумы какое-нибудь местечко, и хоть расшибись – будет оно наше! Начинается подкуп: «Продайте за бесценок ваши халупы!». Если не срабатывает, в ход идут угрозы и прочие методы психологического давления. Если и тогда не сдается простой люд, то начинается страшное: выселение по суду, атаки судебных приставов, бульдозеры, поджоги. Подобное было и в соседней Самаре, и даже в Ульяновске, когда сначала сожгли несколько домов на улице Радищева, а затем на их месте появился элитный многоквартирный дом. Где гарантия, что этого не произойдет с Лаишевкой, когда рядом с ней вырастут шикарные коттеджи, а место под застройку закончится? Нет, и никто ее не даст. Разве что депутат Соловьев – он мастер давать обещания. На прошлой неделе агитаторы собирали в селе подписи в его поддержку. Рассказывали всем, как заживется хорошо: и газ подведут, и воду, и все прочее, да еще и за счет государства! Правда, кое о чем они умолчали. Например, о том, что лично Геннадий Валерьевич заработает на этом благодеянии несколько миллиардов рублей. А еще о том, что в результате его действий судьба поселка в его нынешнем виде оказывается в потенциально опасной ситуации. Ведь, как говорится, нет человека – нет проблемы. Коммунальные блага – это, конечно же, хорошо. Только обещанного у нас обычно ждут три года. А когда дело касается некоторых политиков – то и все тридцать три. А от предприимчивых депутатов, которые совсем не прочь воспользоваться своим положением ради личного обогащения, уж совсем не знаешь, чего и ждать. Будут ли те, которые беспринципно и беззастенчиво попирают этические нормы во имя наживы, заботиться о простом народе? Вопрос риторический.

Артем ГОРБУНОВ

Хронология событий:

Февраль 2008 года

Геннадий Соловьев берет кредиты в двух ульяновских банках.

26 марта 2008 года

Ульяновская Городская Дума принимает решение ввести земельный участок площадью 1300 га близ села Лаишевка в состав Ленинского района города Ульяновска и отнести его к зоне планируемой застройки индивидуальными жилыми домами и размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

29 мая 2008 года

Заключена сделка между министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (продавец) и ООО «Новые агротехнологии» в лице директора Геннадия Соловьева.

29 сентября 2008 года

Комитет архитектуры и градостроительства по запросу Г. Соловьева подтверждает, что данный участок входит в состав Ульяновска и располагается в зонах планируемой застройки индивидуальными жилыми домами.

Лето 2009 года

Появляются объявления о продаже земельных участков под коттеджную застройку.

Декабрь 2009 года

Соловьев обращается в суд с просьбой признать себя банкротом.

2 апреля 2010 года

Областное правительство переводит часть площадей в статус предназначенных для малоэтажной застройки.

Материал печатается в газете на коммерческой основе