В Ульяновске возвращаются к советской схеме управления коммуналкой

Виктория Чернышева

В Ульяновске началась процедура объединения муниципальных управляющих компаний. Предполагается, что вскоре большая часть рынка управления многоквартирными домами будет контролироваться из одного, максимум из двух центров.

Реформирование будет проходить в два этапа. На первом в единую организацию сольются шесть муниципальных управляющих компаний, обслуживающих 432 многоквартирных дома (11 процентов жилого фонда Ульяновска). На это отведено два месяца. Второй этап реформы объединит пять домоуправляющих компаний (ДУК), которые имеют форму акционерных обществ со 100-процентной долей муниципалитета. ДУКи обслуживают более двух тысяч многоквартирных домов. Этот процесс, по планам, завершится не ранее ноября нынешнего года. Весь технический штат компаний останется прежним: под сокращение попадет только управленческий аппарат.

– Единая организация сможет контролировать порядка 60 процентов многоквартирных домов в городе. А оптимизация административно-управленческого персонала позволит экономить в общей сложности до 20 миллионов рублей ежегодно, – заявил председатель комитета ЖКХ мэрии Ульяновска Владимир Егоров.

Применение сэкономленным деньгам уже нашли: их планируется пустить на капитальный ремонт ветхого жилья. Распределять деньги по объектам будут городской комитет ЖКХ и руководитель управляющей компании при участии мэра Ульяновска. Для того чтобы процесс расходования средств был максимально прозрачным, не исключено, что введут 5-ступенчатый контроль.

Для Ульяновска такая реформа – своеобразный шаг в прошлое, когда в городе работала одна компания – Дирекция единого заказчика (ДЕЗ). По словам инициаторов объединения, шаг этот скорее вынужденный. Одного управленца легче проконтролировать, проще с него спросить. А потому эффективность работы коммунальщиков по идее должна повыситься.

– Эффект будет обратным, – считает руководитель “Центра защиты прав потребителей”, депутат Ульяновской городской Думы Григорий Каленов. – Любая монополия имеет две черты: это большой и немобильный управленческий аппарат и снижение качества оказываемых услуг при увеличении их стоимости.

По мнению Каленова, наиболее оптимально сегодня развивать частно-муниципальное парт нерство, предлагая частным компаниям участие в УК своим капиталом. В противном случае будет создана очередная “неповоротливая” структура.

мнение эксперта

Дмитрий Гордеев,

Институт экономики города:

– Если коротко оценить задумку городских властей, то это шаг к подавлению зарождающейся конкуренции в сфере управления многоквартирными домами. Логика проста: наши (муниципальные) управляющие лучше, качественнее, честнее. Жилищный кодекс не дал органам местного самоуправления ни функции организовывать процессы управления жильем, ни контрольных функций. Нет таких полномочий у города и по Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Муниципалитет просто равный собственник среди прочих. Представитель города может только голосовать на общих собраниях в конкретных домах, где часть квартир остается в муниципальной собственности. Таким образом, по закону органы местного самоуправления отвечают в домах только за несение бремени содержания в размере своей доли (по России это около 20 процентов).

Соответственно, функции комитета ЖКХ мэрии в таком случае должны быть совсем иными, не такими, как это было тогда, когда город принимал решения, кто, где и как должен содержать и ремонтировать дома.

Главная беда в том, что собственники пока еще пассивны, а муниципалитетам это выгодно. Тем не менее уже есть в России города, где в управлении жилым фондом появилась реальная конкуренция, разные УК предлагают свои условия, борются за рынок, за каждый дом, а значит, обслуживание домов становится дешевле и качественнее. Например, в Новошахтинске Ростовской области муниципалитет не создал ни одной управляющей организации. Там работают только частные УК, нет единой средней платы за содержание и ремонт. Все решают сами собственники. Для многих российских городов это звучит пока как фантастика.