Когда в ушах сердце глухо стучит в такт музыке и ветру и солнце блестит на раме колеса, уже ничто не имеет значения – только скорость и высота.

Такое впечатление производят молодые наездники необычных велосипедов, которые каждый вечер дерзко и неуловимо рыщут по центру Ульяновска в поисках ступеней, бордюров и прочих препятствий. Сами себя наездники двухколёсных машин зовут рай-дерами, что в переводе с английского языка значит «велосипедист».

Глядя на их трюки, хочется задать единственный вопрос:

– Ребята, вы сумасшедшие – в хорошем смысле! Неужели не страшно?!

– Страх исчезает постепенно, по ходу тренировок. Если не бояться пробовать выполнить новый трюк – всё получится, – отвечают они.

И вот уже с десяток райдеров с грохотом и свистом от проводимых в воздухе кульбитов собираются кружком и наперебой с гордостью показывают каждый свой велосипед.

– Это не простые велики, – начал описание Денис, которого ребята вроде в шутку, но не без уважения называют одним из лучших райдеров Ульяновска. – Вот это – МТВ (от англ. «mountain bike» – «горный велосипед» или, на русский манер, маунтинбайк). Он предназначен для катания по холмам, склонам. Чтобы смягчать удары при приземлении с высоты, у этого велосипеда есть мягкие вилки.

Сомнения в том, есть ли в Ульяновске места, где можно развернуться горному велосипеду, райдеры развеяли тут же. Ребята облюбовали парк имени Свердлова и Ленинские горки, тренироваться же выходят на площадь Ленина, где уже давно для них установлены горки.

– Велик чуть поменьше – это ВМХ или бэм, он же лясик, – продолжает Дэн. – Я свой собрал вручную, вышло примерно в 20 тысяч. Купить бэм по частям в Ульяновске крайне сложно, приходится ездить за «железками» в Самару, Москву, Казань или заказывать через Интернет. Комплект целиком стоит дешевле – около 7-9 тысяч, но и качество у него похуже. Главное же отличие от МТВ – отсутствие тормозов. Тормозим ногами и задним колесом, что даже… выгодно. Сами посчитайте: кроссовки стоят 800 рублей, а покрышка, самая дешёвая – 1500 рублей.

ВМХ предназначен для проделывания трюков в городской среде – прыжков на велосипеде в воздухе или на одном колесе, сальто на весу или наездов на стены зданий. Новые трюки райдеры подсматривают в Интернете, куда велосипедисты со всего мира выкладывают видео и фотоотчёты со своих тренировок, пробуют повторить, учатся друг у друга.

– Смотрите! Это бани xon (eunny hop), самое простое движение,,- поясняют ребята и друг за другом начинают прыгать на своих бэмах, сначала отрывая от земли переднее колесо, а потом заднее. – А это earspin, когда в прыжке прокручиваешь руль на 360 градусов и ловишь его руками на лету. Видите, в прыжке на самой высокой точке райдер снимает обе руки с руля, трюк называется no hander – «без рук». Новичкам он не под силу.

Вообще, велоспорт травмоопасен до жути, но райдерам, кажется, всё нипочём.

– Пара сотрясений за последние месяцы, парочка ушибов, – буднично говорит райдер Евгений, а у самого под задёрнутой майкой живого места нет – свежие шрамы да перевязки. – Страховку трачу на новые запчасти для велика…

Можно только удивляться такому безрассудству. Да-а, этих ребят дома не удержишь, но для какого мальчишки зазорно носить ссадины?