Звенящий на улицах областного центра трамвай вот уже полвека является символом города. А ведь его неспешный путь по рельсам не всегда был гладким…

Проезд за копейки

Первый трамвай должен был прозвенеть ещё в Симбирске. В 1910 году Городская Дума обсуждала вопрос строительства первой трамвайной линии, которая бы соединила вокзалы и пристани на Волге с городом. Проект первого трамвая составили на 8-ми тетрадях и 43-х чертежах! Новый вид транспорта задумывался не только как пассажирский, но и как грузовой. 16 грузовых вагонов предполагалось пускать по городу ночами. Для рядовых симбирян уготовили 20 вагонов, проезд в которых стоил бы 5 или 8 копеек. Много это или мало? За 5 копеек можно было купить сдобную булочку или килограмм макарон.

Планам помешала первая мировая война и революция, да и после симбиряне ещё десять лет довольствовались услугами извозчиков. Только в 1926 году в городе появились три автобуса, курсирующих по маршруту «Центр – Железнодорожный вокзал». Вплоть до 1941 года город с населением 110 тысяч человек обслуживали четыре «Фиата» и четыре такси. После войны численность городского населения увеличилась в два раза. Ульяновску нужен был трамвай.

Ударная стройка

12 ноября 1949 года под алыми знамёнами субботника в районе вокзала «Ульяновск-1» железнодорожники уложили первые 600 метров рельсов трамвайных линий. Первый рейс должен был соединить вокзал и северную часть города, захватив центр. К возведению начали подключать простых горожан. Многие работали с одной лопатой в руках, а на реке Свияге день и ночь возводилась дамба для получения электричества. Весь 1952 год рабочие укладывали пути по улицам Ленина, Советской и Радищева, а в северной части города строилось первое трамвайное депо. Чтобы понять, насколько трудоёмкой и кропотливой работой была укладка рельсов, надо заметить: в середине прошлого века даже в центре Ульяновска асфальт был проложен, мягко говоря, местами. Центральная улица Гончарова с одной стороны была вымощена булыжником, а с другой – лишь присыпана песком. Заасфальтированной была только площадь Ленина. О прочих улицах и говорить не приходится – всюду были грунтовые дороги.

Первый трамвай №1 по маршруту «Северный Венец – улица Радищева – улица Ленина – Железнодорожный вокзал» прошёл утром 5 января 1954 года. Этого события Ульяновск ждал почти 45 лет.

Новая смена

Северное трамвайное депо – старейшее в Ульяновске, именно из его ворот выехал тот первый уличный поезд. Сегодня в его парке эксплуатируется 113 вагонов. Экскурсию по Северному депо МУП «Ульяновскэлектротранс» для журналистов «Молодёжки» провёл его начальник Александр Романович Басыров.

– В 2008 году в Северное депо прибыли четыре новых усть-катавских вагона. Они отличаются от старых техническими характеристиками, и только у нас есть специалисты, знающие эту особую систему, – поясняет Александр Басыров. – Сегодня эти четыре новеньких трамвая – самые популярные у пассажиров. Вагоны выходят в рейс в часы пик.

18-тонные «новички», каждый стоимостью 9,5 миллионов рублей, в отличие от других моделей, способны дать задний ход, то есть, при возникшей необходимости могут ехать задом наперёд, при этом вагоновожатый видит, как движется вагон.

Молодёжный рейс

Предшественники этих современных вагонов – бело-синие «квадратные» машины, тоже усть-катавцы, и сегодня выходят в рейс. Жители центральной и северной части Ульяновска видят их ежедневно – это трамваи маршрута №11. Многие полагают, что эти вагоны – самые старые, ведь всем более привычен красно-жёлтый трамвай. На самом деле, бело-синий №11 гораздо моложе привычных чехословацких машин, более того, все девять сохранившихся вагонов называют «молодёжными». На них даже наклейка есть – «Молодёжный рейс». Просто с этими трамваями работают вагоновожатые, механики и прочие специалисты в возрасте строго до 30 лет, взяв над редкой нынче моделью «молодёжное» шефство.

Срок эксплуатации трамвая -15 лет. А сколько лет самому старому вагону, который до сих пор выходит в рейс?

– Это трамвай марки «Татра-ЗТ» 1973 года выпуска, – говорит Александр Басыров. – После миллионного километра трамвай проходит капитальный ремонт. Уже привычные городу округлые чехословацкие вагоны и сегодня ходят по маршруту.

Несмотря ни на что, в час пик неспешный трамвай по-прежнему составляет конкуренцию лихачам на колёсах.

Екатерина ПОЗДНЯКОВА