Не наш президент, а немецкий

Зная, из-за чего глава ФРГ Хорст Келер подал в отставку, можно смело констатировать, что Россия в приверженности принципам демократии отстала от стран типа ФРГ не на 10, не на 20 лет, а на века: Келер решил уйти после неудачного, на взгляд немцев, интервью по поводу участия военных бундесвера в кампании в Афганистане.

Комментируя эту тему, Хорст Келер сказал, что вступить в афганскую войну ФРГ заставили, в том числе, и экономические интересы. Позже Келер попытался уточнить сказанное, но это не спасло его от шквала критики в немецких СМИ, обвинивших своего президента в реваншизме и прочих грехах. И тогда Хорст Келер принял «неожиданное» решение досрочно уйти с поста, что немедленно и сделал.

Неожиданное это решение, видимо, только на взгляд обозревателей. Экс-президент ФРГ понял, что невзначай сделал антиконституционное заявление.

Конституция Германии запрещает участие ее войск в операциях с названной Келером целью, то есть запрещает преследовать экономические интересы за рубежом военными методами. Осознав ошибку, президент и принял решение об уходе. Конституция – дело святое. В Германии.

В России она – уже пустое место, что власти продемонстрировали, по совпадению, в тот же день – 31 мая. Каждый месяц, в котором есть 31-е число, в этот день группы активистов в разных городах России проводят акции в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу в стране мирных собраний, пикетов, митингов и демонстраций. И каждый раз акции, едва начавшись, заканчиваются разгоном милицией их участников и задержаниями. Так было и 31 мая. Властям, отменившим несколько лет назад государственный праздник в честь Дня Конституции (отмечался 12 декабря) и начавшим тем самым ее обнуление, неприятно, кажется, само напоминание об Основном законе.

Де-факто же в России построено вполне полицейское государство, делающее все, чтобы запугать граждан и им неповадно было бы даже думать, что они имеют право на протесты, если не согласны с проводимой политикой. Запугивание идет пока успешно. Оно удалось даже в случае с шахтерами, планировавшими выйти 22 мая к администрациям городов Кузбасса, чтобы выслушать, что ответил президент на их обращение в интернете. Не вышли – не захотели попасть под милицейские дубинки, как прокомментировал это решение телеканал «РЕН».

И добровольно в отставку в таком государстве никто не уходит. Расстреляй майор милиции Евсюков не двух человек, как это недавно было, а полМосквы, министр внутренних дел и глазом не моргнет. Взорвись на территории России хоть все военные склады подобно ульяновскому «Арсеналу», министр обороны останется непоколебимым. За взрыв на шахте, унесший 90 жизней, ответит назначенный стрелочник гражданин Волков, а не ее собственник Роман Абрамович, давно ставший неотъемлемой частью системы и попавший, как папа Римский, в число непогрешимых. Что уж говорить о чьей-то самоотставке из-за пары сомнительных предложений в интервью…

Юрий Кашинский