Как сообщает областная администрация, 16 июня губернатор (не успев толком отдохнуть от круиза по Европе) примет участие в заседании Совета Приволжского федерального округа. Актуальная тема! Реализация послания Президента РФ по развитию институтов гражданского общества.

Работа на руководящем посту вредная работа, смягчать последствия которой приходится не молоком, а нудной обязанностью участвовать в фуршетах. Опять же, очень противоречивые требования предъявляются при этом к человеку: с одной стороны, в моде демократизм, а с другой, требуется проявлять решительность и властность. Как результат, складывается авторитарный стиль руководства. Если проследить характер губернатора (в данном случае С.И. Морозова) в развитии, то заметным становится рост «крутизны» вплоть до обещаний кому-то «оборвать уши» и «перегрызть горло». Говорят, и «народные» (непечатные) выражения в ходу при обсуждении путей улучшения жизни населения области. Пожалуй, при такой жизни только такими словесными оборотами и можно пользоваться, вот только будет ли толк? Тем не менее наш весьма крутой и авторитарный руководитель области будет делиться на заседании Совета Приволжского федерального округа опытом создания демократического общества в отдельно взятой ульяновской губернии.

Как ни напрягаю память, никаких прорывов в деле создания гражданского общества при Морозове не могу припомнить. На одном из московских семинаров Сергей Давыдов (главный помощник губернатора по ульяновским СМИ) рассказывал, что делает областное правительство для «поддержки» районных газет. Следующий выступающий мимоходом заметил в адрес предыдущего оратора: «Вот ведь как много способов взять прессу под контроль!» Ну, мы-то со своего места и так видим, что «поддержанные» и пикнуть не посмеют в адрес областной администрации. Отстаивать демократию и бороться за создание гражданского общества они способны не больше дяди Феди с метлой, не взлетая выше проблем ЖКХ.

«Задачей государства считаю создание условий для развития гражданского общества. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений», говорит Президент РФ. Да вот только хорошие задумки на уровне руководства страны, пока они докатятся до регионов, пройдя через все слои чиновничьей вертикали, превращаются порой в свою противоположность. На это сетуют и Президент и премьер-министр.

«Новая социальная политика государства, как нам представляется, должна заключаться не только в поддержке наиболее социально ущемленных групп общества, что само по себе очень важно, но и в предоставлении возможности для каждого члена общества самореализоваться, внести свой вклад в решение социальных проблем». Расскажите мне, если как журналист я упустила такое важное событие, проводит ли губернатор встречи с ходоками из народа (говорят, Ленин себе это мог позволить). Некогда. Даже с журналистами что-то перестал встречаться. Ему ведь надо делиться опытом. Вот тут я могу кое-что припомнить из опыта борьбы за демократию: народную, так сказать, Общественную палату губернатор уже в третий раз переделывает. В целях приближения к идеалам гражданского общества, конечно.

Впервые, если не ошибаюсь, ее создали мгновенно. (Кто-то весьма чуткий к веяниям в высших эшелонах власти шлет сигнал губернатору, он вскакивает среди ночи, чтобы отреагировать очередным приказом. Так мне представляется.) Оказалось, поторопились. Не разработали еще общероссийские правила на этот счет. Потом и у нас появилась Общественная палата, уже по правилам. Так они чего удумали: решили противоречить областной власти, на что-то указывать, что-то критиковать! В соответствии с пониманием демократии чиновниками (а в их головах все имеет особое преломление) палату пришлось «подредактировать». Теперь построение гражданского общества вверено надежному товарищу, бывшему мэру господину Ермакову, сумевшему при любом раскладе не конфликтовать с господином Морозовым. Да и по возрасту он вряд ли склонен вообще с кем-то бодаться. Сергей Николаевич, конечно, никогда не поссорится с Сергеем Ивановичем.

Нам же остается только согласиться с мнением, высказанным в обращении Президента: «Практика властных отношений, их осуществление в основном авторитарны. Еще более авторитарна власть на местах… Граждане еще более беззащитны перед лицом правящей бюрократии главным образом региональной, чем в советские времена». Какие бы ни делал перестановки в Общественной палате руководитель области, «музыканты» будут исполнять только заказанную им музыку. С такими надежными тылами он может делиться опытом, как сделать жизнь областного руководителя спокойной. Но уж о гражданском обществе говорить применительно к нам не стоило бы.

Наталья Кайнара