Не так страшен закон, как его малюют. Эта мысль рефреном звучала во вторник на пресс-брифинге с участием заместителя председателя правительства Ульяновской области Тамары Девяткиной и председателя комитета по социальной политике Законодательного Собрания Игоря Тихонова. Разговор шел о Федеральном законе № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Этот Закон, вступающий в силу с 1 января 2011 года, закрепляет новые правила для бюджетных учреждений России. Вместо сметы будет субсидия, вместо освоения смет – выполнение государственных заданий. Государственные и муниципальные учреждения четко разделяются на казенные, бюджетные и автономные, прописывается, кто из них и в каком порядке может заниматься платными услугами наряду с основными видами деятельности, финансируемыми из казны.

Появление этого закона породило в обществе тревогу, что он ухудшит жизнь россиян. Люди опасаются повсеместного вытеснения бесплатных услуг платными, особенно в школьном образовании, опасаются, что государство оставит бюджетников один на один с рынком, от чего пострадают и работники учреждений, и все, кто туда обращается.

– Мы имеем дело с информационным мифом, который родился с подачи некоторых политиков, – считает Игорь Тихонов. – Рассчитан он на людей, которые закон не читали. Главный лозунг мифа: все школы по новому закону станут платными. Лозунг хлесткий, но далекий от действительности. Ведь речь в Законе №83-ФЗ идет не о введении платы в школах, а об организации деятельности бюджетных учреждений во всех отраслях – образовании, здравоохранении, культуре… О том, чтобы создать четкие, понятные условия работы для всех учреждений.

– Конституция РФ гарантирует россиянам бесплатное общее образование, – поддержала депутата ЗС Тамара Девяткина. – Никто на это не покушается! Президент России Дмитрий Медведев в своем выступлении также сказал, что в законе нет ни слова о введении платного среднего образования. За счет государственного обеспечения в школах по-прежнему будет финансироваться преподавание русского языка, литературы, математики, физики, химии, биологии, истории, обществознания, географии, природоведения, искусства, технологии, физкультуры, иностранных языков, информатики, ОБЖ. Какой предмет учебного плана я не назвала? Другое дело, что, например, английский язык по госстандарту в 10-м классе изучается три часа, и если родители захотят больше часов, тогда можно будет организовать платные занятия – этот порядок в 83-м законе прописан. А в рамках школьной программы образование в любом случае остается бесплатным.

На встрече с журналистами были развенчаны и другие «мифы», возникающие вокруг Закона №83-Ф3. Например, о вытеснении в бюджетных учреждениях бесплатных услуг платными. Финансовое обеспечение основных видов деятельности бюджетного учреждения по новому закону осуществляется как и раньше – в полном объеме за счет бюджета, -только не по смете, а путем предоставления субсидий на государственное задание. При этом в законопроекте указан исчерпывающий перечень случаев, когда учреждение вправе оказывать платные услуги -только сверх госзадания и по допол-‘ нительным видам деятельности. Не произойдет, по словам выступавших на пресс-конференции, и сокращения финансирования большинства бюджетных учреждений. Законопроект устанавливает, что первоначальные нормативы затрат будущих бюджетных учреждений определяются исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных учреждению в 2010 году. При сохранении объема услуг снизить субсидию на госзадание, которая заменит смету, нельзя. Причем если раньше для учреждения главным было просто освоить смету, то теперь в госзадании, по которому будут поступать субсидии из казны, должны быть определены показатели эффективности деятельности учреждения и конечный результат, за который платит бюджет. То есть устанавливается четкая связь между финансированием и качеством услуг. Много на пресс-брифинге говорилось о появлении автономных учреждений, которые имеют больше самостоятельности в распоряжении средствами, полученными из различных источников финансирования. На автономку, например, уже перешел Ульяновский драмтеатр, и, по словам Тамары Девяткиной, привлечение средств там выросло на 20%. Игорь Тихонов отметил, что о принудительном переводе в автономку и речи быть не может, а дальнейшая работа автономных учреждений будет строго контролироваться: автономное учреждение обязано иметь наблюдательный совет.

Отвечая на вопрос, нравится ли ей новая система бюджетных учреждений, Тамара Девяткина сказала:

– В 1996 году, когда я работала директором гимназии в Димитровграде, мы активно развивали дополнительные платные услуги. Занимались подготовкой дошкольников, предоставляли населению вне учебного времени услуги бассейна, компьютерного и хореографического классов, стоматологического кабинета. Зарабатывали до миллиона рублей в год и очень страдали, что эти деньги «уплывали» в казну, а оттуда потом нам возвращалась только часть. Если бы тогда существовал закон, который мы сегодня обсуждаем, я бы законодателям в пояс поклонилась.

Итог обсуждению подвел Игорь Тихонов:

– Неверно считать, что до сегодняшнего дня в России действовала совершенно иная система бюджетных организаций, чем предусматривает 83-й закон. И разные виды учреждений уже существуют, и правила несколько лет постепенно формируются. Новый закон лишь вносит поправки в законодательство и упорядочивает, более четко прописывает правила, по которым уже несколько лет работают бюджетные учреждения страны.

Сергей ГОНЧАРОВ,

при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области.

Материал печатается в газете на коммерческой основе