«Католики всех стран, соединяйтесь!» под этим перефразированным с коммунистического призывом возрождается на родине продвигавшего научный атеизм Владимира Ленина один из крупнейших в России католический приход.

– Я слышал, что Ульяновск – не только место рождения Ленина, но и центр атеистического коммунизма. Я думал, будет трудно. А оказывается, абсолютно нет, – улыбается отец Ариэль Альварес, аргентинец, прибывший шесть лет назад в наш город, чтобы возглавить католический приход.

В Ульяновске, по рассказу отца Ариэля, оказалось не трудно, а очень красиво. Русское «красиво» аргентинец употребляет с особым смыслом.

К примеру, очень красивой он называет историю о том, как в его приход попал старинный крест, находившийся до революции в разрушенном потом католическом храме в Симбирске. Крест хранился в православной епархии. И когда в город приехал отец Ариэль, архиепископ Прокл передал его католикам, объяснив, что это ответный шаг на передачу папой Иоанном Павлом II русской православной церкви Казанской иконы Божией Матери.

Согласитесь, красивое пересечение событий. Подобных совпадений в жизни священника и его прихода было немало. «Так получается случайно, но, конечно, для Бога ничего случайного нет», – говорит об этом сам отец Ариэль.

Собственно, священником, если посмотреть со стороны, он стал случайно. До 16 лет и не помышлял о церкви, учился на электрика. Потом подружился с мальчишками, ходившими в церковь. А они стали звать его с собой на мероприятия в местном приходе. «Пригласили, мы там в пинг-понг играли. Это мне понравилось, поэтому я туда стал часто ходить», – смеется теперь отец Ариэль.

Поверхностный интерес быстро перерос в глубокий. Немалое влияние на далекого от церковных традиций мальчишку оказал местный настоятель, а еще большее впечатление произвело житие покровителя священников Иоанна Марии Вианней. Интересно, что ульяновский священник – не единственный, кого именно это житие подтолкнуло переосмыслить свою веру. Выбрав новый путь, Ариэль закончил духовную семинарию в Аргентине и отправился учиться в университет в Ватикане. Там он несколько раз встречался с папой Римским.

В России же аргентинец оказался сразу после окончания университета.

По просьбе Саратовского епископа его направили в Казань. Отец Ариэль точно помнит дату своего приезда в Россию – 11 сентября 2002 года.

«Было холодно», – начинает он рассказ о своих первых впечатлениях от страны. Потом, конечно, уроженцу Аргентины пришлось понять, что в сентябре в России еще не очень холодно, а вот зимой… За погодные условия очень уж переживали родственники священника. «Мама спрашивает: ты зимой три-четыре месяца сидишь дома и никуда не ходишь?

Объясняю, что нет, здесь люди выходят, работают, идут в школу, просто есть хорошая одежда», – рассказывает отец Ариэль. К родителям и родной жаркой погоде он старается ездить раз в два года и надеется, что мама сможет выбраться однажды и к нему. Поездка, конечно, должна состояться летом – не стоит пугать маму суровой русской зимой.

В Казани аргентинец начал учить русский язык. Занимался с преподавательницей, которая, всю жизнь работая с иностранцами, сама не знала ни одного иностранного языка. По этой причине поначалу ученику и учителю было очень непросто понять друг друга. Ну а как только отец Ариэль освоил основы языка, начал постигать его на практике занялся работой и общением с прихожанами.

В Ульяновск священник отправился, проведя в Казани два года.

Тогда ульяновские католики начали собираться, молиться вместе и решили написать Саратовскому епископу, а тот не мог оставить несколько десятков человек без священника. По прибытии отца Ариэля и его помощника отца Анхеля был куплен частный дом на севере города, где сейчас приход и располагается.

За шесть лет работы священников в области их приход вырос с 40 человек до 500 и стал одним из крупнейших в стране, и при этом интернациональным. В составе прихода русские, немцы, поляки, украинцы.

Но многие у нас до сих пор работу католического священника в Ульяновске встречают как новость. Кроме нашего города, священники по субботам служат в Сызрани и в районах области – Чердаклах, Карсуне, Подкуровке.

Такое положение, по словам отца Ариэля, – еще одно красивое совпадение. Ведь век назад у Симбирска и Сызрани тоже был один на двоих католический священник, который служил и в Карсуне. Да и история нашего прихода выглядит очень красиво.

В Симбирске-Ульяновске жили католические священники Михаил Цакуль и Иеремия Ломницкий. Первый после революции был убит, второй умер в нашем городе, местоположение его могилы ищут до сих пор.

Оба должны быть канонизированы.

Убит также, скорее всего, был священник католического храма, который закрыли в Ульяновске в 1932 году. «Для властей это была победа.

Но и для нас тоже победа, потому что есть мученик, который молится на небе за нас», – говорит об этой странице истории отец Ариэль. В 1943 году здание католического храма послужило православной церкви.

Именно в нем в войну разместилась резиденция главы православия – местоблюстителя патриаршего престола Сергия. Позже здание было разрушено, но все равно это очень красивая история.

– Храм, пока его не закрыли, назывался, как сейчас наш, – Воздвижения Святого Креста. А как православный он носил имя Казанской Божией Матери. Казанская икона Божией Матери шесть лет была в комнате папы Римского Иоанна Павла II. Это тоже такой красивый знак для нас, – говорит отец Ариэль. – Для меня важно соединить прошлое с настоящим. Сколько раз говорили, что церковь умерла, а нет, она живет.

Умерли те, кто разрушил церковь, а церковь живет.

Лидия Пехтерева