С 16 июня возобновятся работы по ликвидации последствий ЧП на «31-м Арсенале» ВМФ в Заволжье. Неразорвавшиеся во время пожара на складах боеприпасы планируется утилизировать методом подрыва. В Министерстве обороны РФ и МЧС России заверяют, что во время операции будут соблюдаться все необходимые меры безопасности. Заволжцы же опасаются повторения событий 13 ноября прошлого года, и, как показывает происходившее ранее, не без основания.

Во вторник с обращением к жителям региона с просьбой соблюдать спокойствие выступило ГУ МЧС России по Ульяновской области.

В послании, разосланном по СМИ, содержится скупая информация о том, что, начиная с 16 июня, в Чердаклинском районе и на территории ФГУП «31 Арсенал» в Заволжском районе Ульяновска будут проводиться работы по утилизации артиллерийских боеприпасов методом подрыва. Со ссылкой на оперативную группу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на «31-м Арсенале» сообщается, что работы будут проводиться ежедневно в будние дни, с 10.00 до 18.00, профессионально подготовленными группами разминирования, а на местах уничтожения боеприпасов соблюдены все необходимые меры безопасности.

Информация о том, какое количество боеприпасов находится сегодня на складах военного арсенала и требует утилизации, в течение скольких дней и кто будет проводить их подрыв, является недоступной. В ГУ МЧС заверяют, что располагают ею лишь в Минобороны, где никаких комментариев вчера получить не удалось. Между тем создается впечатление, что в самом ведомстве не знают, что делать со старыми снарядами, и до сих пор находятся в растерянности. Того же мнения придерживается и ульяновский правозащитник Игорь Корнилов, отстаивающий интересы пострадавших от взрывов на «31-м Арсенале» в судах. «По свидетельствам работников ФГУП «31 Арсенал» снарядов там очень большое количество, – сказал собеседник. – На территории предприятия сейчас находятся несколько куч по 120-150 тонн, в которых много неразорвавшихся боеприпасов. Разгребать эти завалы очень опасно. Знаю, что аналогичная ситуация сложилась после пожара на военных складах в Североморске в 1984 году.

Тогда было принято решение заливать такие кучи жидким азотом (охлажденные снаряды не взрываются) и дробить, однако такой способ обезвреживания очень дорог и вряд ли Минобороны выделит на это деньги».

Разгребать опасные завалы, судя по всему, будут голыми руками саперов. Заверение оборонного ведомства о том, что для этого будут привлечены профессионально подготовленные группы, звучит неубедительно. Стоит напомнить, что в ноябре при ликвидации последствий пожара на «31-м Арсенале» погибли восемь саперов. Опасный груз тогда вывозили, как мусор, на грузовых машинах, и неудивительно, что все это закончилось трагедией.

Вряд ли порядок утилизации боеприпасов сильно изменится на этот раз.

В опасности окажутся не только военные, но и простые ульяновцы. Игорь Корнилов считает, что на время проведения взрывных работ жителей хотя бы ближайших улиц необходимо отселить. В пользу этого говорит и то, что происходило 13 ноября и позже, когда, к примеру, в мае на пустыре недалеко от проспекта Авиастроителей был обнаружен неразорвавшийся неуправляемый реактивный снаряд. Во время пожара его отбросило от военных складов на семь километров, и таких находок в Заволжье еще может быть очень много. Местные власти, похоже, поторопились с расформированием областной комиссии по ликвидации последствий ЧП на «31-м Арсенале» – Ульяновск еще долгое время будет сидеть на пороховой бочке.

Вадим Пилюков