15 февраля в России вступил в силу закон, отменяющий обязательную сертификацию продуктов питания и косметики, которая действовала в стране около 20 лет.

Декларация в действии

“Молодёжная газета” ещё зимой рассказывала о том, как новый закон может повлиять на продовольственный рынок нашего региона и на покупателей. Напомним, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 года №982, в России больше не предусмотрена обязательная сертификация некоторых групп продовольственных и непродовольственных товаров. Так, уже почти полгода на прилавки без обязательных сертификатов попадают питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты, ароматизаторы и косметика.

Теперь, вместо госсертификации, эти продукты проходят только процедуру декларирования, что очень неплохо для представителей малого и среднего бизнеса, а вот хорошо ли покупателям? Сторонники закона используют железный аргумент: сертификаты в нашей стране покупаются и продаются, поэтому потребитель от нововведений не пострадает, а вот коррупционеры проиграют.

По словам Николая Ивановича Коваля, замдиректора Ульяновского Центра по сертификации ООО “СК”, принципиальная разница сертификации и декларирования в том, что в первом случае ответственность за безопасность продукции с изготовителем делит ещё и орган сертификации, который подтверждает, что продукция безопасна. А во втором случае ответственность лежит только на производителе:

– Переход на декларирование на добросовестных продавцов повлиял незначительно. Они и до нововведений следили за качеством своих товаров. Сейчас уменьшились их затраты и процедура подтверждения контроля стала проще. Но и сертификация, и декларирование подтверждают только соответствие продукции требованиям безопасности, а вот качество товара – это вопрос другой.

Выходит, следить за качеством должны покупатели, которым вникать в тонкости декларирования и сертифицирования проблематично. А потому оценивают потребители качество продуктов чаще всего своим желудком. Так, в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области за 2009 год поступило 8 656 жалоб граждан (в 2005 году их было 1 969). С каждым годом люди всё активнее отстаивают своё право на качественные продукты и услуги – деваться-то им некуда…

Однако, даже если покупателю удаётся поймать продавца на сбыте некачественного товара, максимум, что грозит нарушителю – это смешные штрафные санкции, предусмотренные за изготовление или продажу недоброкачественной продукции. Составляют они, в среднем, от 3 до 10 тысяч рублей – порой при обороте предприятий в десятки и сотни миллионов рублей.

Роспотребнадзор скован законами. Например, плановую проверку предприятий, производящих продукцию, можно проводить лишь раз в 3 года, а внеплановые проверки слишком сложно оформить официально – для этого требуется доказать прокуратуре нарушение санитарных норм, что практически неосуществимо без непосредственной проверки предприятия. Получается, то, что мы едим – это тайна за семью печатями..

Так как же потребителям защитить себя от товаров не самого лучшего качества?

♦ Самый надёжный способ – это покупать продукты только тех производителей, которым вы доверяете, и в тех магазинах, которые вы посещаете уже долгое время.

♦ К продуктам, недавно представленным на рынке, нужно относиться с особой осторожностью и не покупать, если возникают малейшие сомнения в их качестве.

♦ Большое внимание уделить натуральным продуктам питания – свежим овощам, сырому мясу, зелени, из которых можно приготовить блюда в домашних условиях. Отмена госсертификации в этом секторе не так сильно скажется на качестве продуктов питания из-за строгих мер ветеринарного контроля, который действует достаточно эффективно и предъявляет серьёзные требования к качеству всей сырой мясной продукции, поступающей в продажу.

♦ К салатам и полуфабрикатам необходимо отнестись с особой осторожностью, даже если они от известных производителей. По статистике, именно эти продукты чаще всего изготавливаются с нарушением санитарно-гигиенических норм и могут содержать возбудителей различных заболеваний.

Организации, которые помогут отстоять ваши права – это региональные управления Роспотребнадзора (тел. 44-29-41) и Ростехнадзора (41-35-05), Центр по защите прав потребителей (49-63-13) и комитеты по защите прав потребителей при районных администрациях.