Состояние дорог в Ульяновской области было и остается одним из самых острых вопросов, стоящих перед региональной властью. Обсуждению состояния и перспектив регионального транспортного комплекса был посвящен правительственный час, который прошел вчера в Законодательном Собрании Ульяновской области.
О работе, проделанной в 2009 году, перед депутатами отчитался Олег Гуляев, исполняющий обязанности министра промышленности и транспорта Ульяновской области. Несмотря на то, что год прошёл под знаком экономического кризиса, гордиться есть чем: наконец-то была сдана мостовая переправа. Помимо этой, большой победы, есть и другие, не такие яркие:
— Завершена реконструкция двух автомобильных дорог — «Инза — Оськино — граница области» протяжённостью 13,2 км и «Казань — Ульяновск» — «Ульяновск — Самара» протяжённостью 3,7 км. Отремонтирован участок автомобильной дороги «Жадовка — Павловка» в Барышском районе протяжённостью 5 км. Завершён капитальный ремонт мостового перехода через реку Канадейка в р.п. Николаевка, — доложил депутатам Олег Анатольевич.
Однако проблем в транспортном комплексе Ульяновской области больше чем достаточно. И самая главная из них — это отсутствие средств. Дорожные работы хронически недофинансируются. Так, в соответствии с областной целевой программой «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» в 2009 году на эти цели должно было быть выделено 1,065 млрд рублей, фактически профинансировано 630,4 млн рублей или 59% от необходимого, в 2010 году -1,277 млрд рублей, фактически профинансировано 478,8 млн рублей или 33% от предусмотренного программой.
В итоге имеем то, что имеем: 60% от общей сети автомобильных дорог Ульяновской области находятся в неудовлетворительном состоянии, ремонта требуют 30% мостовых сооружений. Депутаты отметили, что особую обеспокоенность вызывают дороги между сёлами — если их не ремонтировать, то через 1,5 года они могут прийти в полную негодность, а ведь по ним школьные автобусы возят детишек из удаленных сел в школы.
— Нужна срочная программа на уровне области по капитальному ремонту дорог в районах области, — отметил Габдулхак Мурзаханов, депутат Законодательного Собрания, — большая часть из них в настоящее время опасна для движения. У муниципальных образований средств на эти работы нет и не предвидится ещё долгие годы.
К примеру, на ремонт 21 км трассы в пределах Димитровграда, по подсчетам депутата, требуется 300 миллионов рублей. Этот участок дороги «плавно» превратился в транзитную магистраль федерального значения: поток грузовых автомобилей после строительства нового моста через Волгу растёт с каждым днём, а и без того разбитые дороги становятся все хуже. Привести их в порядок за счёт городского (димитровградского) бюджета нереально.
— Мы один из немногих регионов, кто регулярно обращается с предложениями возобновить финансирование сельских дорог из федерального бюджета и в Минтранс, и в Правительство РФ. На восстановление сельских дорог в Ульяновской области нужно 9 миллиардов рублей — это очень большие деньги, поэтому иллюзий, что можно самостоятельно справиться с проблемой, мы не питаем. Но в 2011 году Правительство обещало выделить нам эти средства, — пояснил Вильдан Зиннуров, заместитель Председателя Правительства Ульяновской области.
Кроме того, областная целевая программа «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» предусматривает финансирование дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также межбюджетные трансферты муниципальным образованиям на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. Всего же на содержание действующей сети автодорог в 2010 году планируется направить 285,2 млн рублей, в том числе 250,9 млн — на содержание автомобильных дорог и мостов, 21,3 млн — на расходы, связанные с новым мостовым переходом через реку Волгу в г. Ульяновске (охрана, освещение и др.), и 13 млн — на нанесение горизонтальной разметки. В планах на 2010 год также значатся капитальный ремонт мостового перехода через реку Сокорь на автомобильной дороге «Димитровград — Чувашский Сускан» в Мелекесском районе и водопропускной трубы на автомобильной дороге «Казань — Буинск — Ульяновск — Ишеевка — Ундоры — граница области» в Ульяновском районе.
— Система контроля за результатами деятельности дорожных служб со стороны Правительства области и муниципалитетов должна быть усилена, — считает заместитель председателя Комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Николай Ягодин. — Необходим жёсткий спрос с тех, кто принимал участие в реконструкции и строительстве нового дорожного полотна.
— Несколько лет назад отменили дорожный фонд и таким образом обезличили транспортный налог. В итоге создались неблагоприятные условия для поддержания дорожной сети, — отметил, подводя итоги правительственного часа Борис Зотов, Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области. — Неудовлетворительное состояние дорог в России отмечал и Президент России Дмитрий Медведев в ходе совещания с губернаторами по видеоселектору. Поэтому вновь поднимается вопрос о возвращении дорожного фонда, о реформировании дорожных сборов, транспортного налога через акцизы на топливо, чтобы больше платил тот, кто больше ездит — это справедливо.
По предварительным подсчётам, введение акцизов и создание единого дорожного фонда позволит ежегодно собирать около полутора миллиардов рублей, которые будут целевым образом использованы на дороги. Если это произойдёт, то поэтапно, в течение 4-5 лет, дорожное полотно будет приведено в порядок.
— Министерством и Правительством уже сейчас принимаются меры для улучшения ситуации, — подвёл итог Борис Зотов. — Но нам не хватает стратегии решения транспортных проблем. В регионе необходимо разработать четкую стратегию развития транспортной системы, и в этом вопросе впредь не следует допускать спонтанности и не отстраняться от регулирования со стороны органов государственного управления.
В настоящее время протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального, местного значения в Ульяновской области составляет 12 429,6 км, в том числе федерального значения — 429,50 км, регионального и межмуниципального значения — 4 579,41 км, местного значения — 7 420,69 км.