Все мы хотим жить в благоустроенных, комфортных и чистых квартирах и домах. Однако при этом мало кто из нас задается следующим вопросом: «А что конкретно я как житель того или иного дома сделал для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему?».

С традиционными «коммунальными» вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?» мы обратились к руководителю комиссии по реформе ЖКХ, депутату Городской Думы, члену партии «Единая Россия» Сергею Живайкину.

– Сергей Анатольевич, состояние ульяновской жилищно-коммунальной сферы оптимизма, мягко говоря, не вызывает. Что предлагают депутаты городского парламента в рамках происходящей реформы ЖКХ?

– Основная сложность в том, что Ульяновск в данной сфере значительно отстал от других регионов России. Фактически мы только приступаем к реформированию ЖКХ. Впрочем, и здесь можно найти некоторые плюсы: есть возможность использовать полезный опыт других регионов. Так, недавно к нам приезжали парламентарии Городской Думы Екатеринбурга. После знакомства с состоянием нашего ЖКХ они сообщили, что Ульяновск в этой сфере находится приблизительно на том этапе, который пережил Екатеринбург 5 лет назад.

– По каким же параметрам мы отстаем от этого города?

– Прежде всего, по уровню понимания смысла происходящей реформы. Большинство ульяновцев (более 80%) с удовольствием приватизировали свое жилье, то есть стали его собственниками. Однако далеко не все горожане осознали, что, помимо прав, они приобрели еще и определенные обязанности – в частности, по обслуживанию своего дома. Нужно четко понимать, что, грубо говоря, государство теперь не имеет никакого отношения к вашей протекающей крыше. Этим должны заниматься либо сами собственники (в форме ТСЖ), либо выбранная жильцами домоуправляющая компания (ДК). Здесь, к сожалению, царит почти полное отсутствие элементарных знаний: жильцы плохо представляют не только свои права и обязанности, но иногда даже не могут ответить, к какой ДК относится их дом. А ведь именно собственники должны контролировать деятельность управляющих компаний и следить за качеством предоставляемых услуг!

– Есть ли у депутатов конкретные идеи по исправлению этой ситуации?

– Прежде всего, предложено внедрить новый тип квитанции оплаты за ЖКУ, который предусматривает подробный перечень тех услуг, за которые заплатил потребитель. Например, в настоящий момент жителям может быть не совсем ясно конкретное содержание услуг, входящих в строку «содержание и ремонт жилья». В зависимости от площади квартиры и других параметров на данную строку может уходить в среднем 300-500 рублей. Нетрудно подсчитать: предположим, в доме 100 квартир; это означает, что ДК ежемесячно получает только по этому наименованию 50 тысяч рублей. Закономерен вопрос: куда уходят деньги, если ремонта не видно?

В действительности эта строка включает большой перечень услуг, из которых на так называемый «текущий ремонт» остаются крохи. Однако дело даже не в этом: получив квитанцию с подробным перечнем услуг, собственник сможет осмысленно спросить с управляющей компании за качество любой из них. Благо, все реквизиты, адреса и телефоны ДК указаны в той же квитанции. Да и управляющие компании, подробно расписав в квитанции конкретные услуги, будут вынуждены более серьезно подходить к выполнению каждой указанной строки.

Другой шаг, направленный на повышение качества ЖКУ, – активное развитие института старших по дому. Многочисленные плюсы этого шага не раз указывались. В ближайшее время планируется внедрить эту должность во всех 4-х тысячах домах города. Вот тут-то, на мой взгляд, и кроется главная опасность, на которую, кстати, нам указали упомянутые выше гости из Екатеринбурга. Они тоже прошли данный этап, но отказались от этой практики.

В чем же дело? Суть в том, что поголовное внедрение во всех домах должности старшего по дому может привести к очень негативным результатам. Далеко не во всех домах Ульяновска найдутся желающие этим заниматься. А, как известно, свято место пусто не бывает – обязательно отыщутся охотники «нагреть руки»: быстро соберут подписи жильцов (у нас ведь как: все подпишутся по принципу «кто угодно, лишь бы не я»), и затем снова начнется разруха.

– Как же вышли из подобного положения ваши коллеги из Екатеринбурга?

– Екатеринбуржцы нашли оптимальный выход: они организовали выпуск бесплатной городской газеты, которая распространялась по всем почтовым ящикам. Газета посвящена целиком теме ЖКХ, разъяснению всех сложных вопросов, возникающих в данной сфере. Такая газета могла бы в доступной (даже увлекательной!) форме объяснять права и обязанности горожан, показывать на конкретных примерах реализацию определенных положений Жилищного кодекса и т.д. В конце концов, она могла бы способствовать реализации главной цели – воспитанию в нас, жителях города, чувства собственности по отношению не только к своей квартире, но и к подъезду, и к придомовой территории. Именно это чувство может стать базой для действительного улучшения в сфере многострадальной коммуналки.

Евгений Нувитов