Жителю чердаклинского села Татарский Калмаюр Габадулле Кафиятуллину 91 год. За почти век своей нелёгкой жизни он прошёл многое: начало войны, службу в контрразведке СМЕРШа, ранение на фронте, День Победы, рождение пятерых детей и пятнадцати внуков. Но до сих пор день начала войны он считает самым страшным из того, что пришлось пережить!

Закончив семилетку в родном селе и успев проработать здесь же комбайнёром, в 1939 году он был призван в ряды Красной Армии. Новобранца определили служить в погранвойска и отправили на западную границу Украины с Румынией на реке Прут.

Сидя за столом в маленькой комнатке, где на комоде рядом с фотографией внука, присланной деду из армии, стоит портрет генералиссимуса Сталина, Габадулла начинает свой рассказ:

– Рано утром 22 июня 1941 года я вышел подышать свежим воздухом. Не спалось, и я решил подтянуться на турнике во дворе погранзаставы…

Внезапно пограничник услышал громыхание на другой стороне реки. Оказалось, что с глухим гулом на её берег уже вовсю летели бомбы с пролетающих самолётов. Вот теперь-то 20-летний парень понял, почему ему не спалось и на душе было тревожно. В чём был, в трусах и майке, он кинулся к командиру заставы и доложил об увиденном.

Тот рванул к телефону, но связи уже не было.

– Страшно было! Мы стояли на одной стороне реки, фашисты – на другой. До 27 июня мы осыпали друг друга градом пуль, но они не наступали. Стояли и мы…

29 июня пограничников по железной дороге отправили в Москву, чтобы переправить в партизанский отряд. Но из-за постоянных бомбёжек, вместо 2-х суток, они добирались 15 и опоздали. Троих из доехавших зачислили в спецвойска НКВД (СМЕРШ). Аббревиатура эта расшифровывалась как «Смерть шпионам!». Это было Главное управление контрразведки – спецслужбы, деятельность которой заключалась в пресечении шпионской работы соответствующих органов других государств. Главными противниками СМЕРШа были Абвер (немецкая служба разведки и контрразведки в 1919-1944 г.г.), полевая жандармерия.

Главное управление имперской безопасности РСХА и финская военная разведка. Как показала история, по результативности СМЕРШ являлся самой эффективной спецслужбой во время Второй мировой войны.

Габадуллу Кафиятуллина и его товарищей срочно отправили на фронт под Можайском защищать подступы к Москве.

До сих пор, под пристальным взглядом товарища Сталина, обосновавшегося на комоде ветерана, Габадулла не спешит рассказывать о своей деятельности в рядах Красной Армии. Сейчас за него говорят его награды: орден Красной Звезды, медали «За оборону Москвы», «Боевые заслуги», «Взятие Кениксберга» и другие. В составе своей части он принимал участие в освобождении от фашистов не только советских городов, но и городов Польши, также воевал в Германии.

А Победу наш герой встретил в госпитале. Попал он туда в марте 1945 года во время операции по захвату немецкой крепости в Кениксберге (Калининграде). Шальной пулей ему прострелило навылет правую руку. Именно в том бою погиб и легендарный командующий Западным и Третьим Белорусскими фронтами, дважды Герой Советского Союза генерал армии Иван Черняховский.

Так же, как запомнился Габадулле на всю жизнь первый день войны, так в память ему врезался и первый день Победы.

– Из коридора госпиталя вдруг послышались выстрелы! Мгновенье все были в недоумении, – вспоминает Габадулла. – Оказалось, что в потолок из пистолета на радостях стрелял замполит. Это была долгожданная Победа!