Такой вывод напрашивается из истории с «пляской» 20 мая моста в Волгограде. Ульяновский мост потенциально даже опаснее волгоградского.

С момента ЧП в Волгограде прошел почти месяц. За это время экспертная комиссия успела сделать заключение, что в результате аномальной, с амплитудой до одного метра, качки моста никаких нарушений в конструкции не произошло и что мост выдержал выпавшую на него нагрузку. Переправу можно эксплуатировать дальше.

Часть экспертного сообщества с мнением комиссии, однако, категорически не согласилась. Главным образом, потому, что за два дня обследовать весь мост длиной больше километра невозможно в принципе. Обследование должно было идти сантиметр за сантиметром и разными методами. В конструкции вполне могли образоваться внутренние, не видимые глазу, трещины, говорят оппоненты экспертной комиссии. Последствия этих трещин могут быть самые неожиданные и печальные. Поэтому, заявили несогласные с официальной позицией, волгоградский мост эксплуатировать нельзя. Даже если вероятность повторения качки, то есть совпадения частоты колебаний моста с частотой дующего ветра – один на миллион. Длина одного пролета моста в Волгограде – 150 метров. При возведении таких объектов должен выбираться другой тип конструкции – так называемый вантовый, или висячий, говорят эксперты. Как это и делается уже несколько десятилетий за рубежом. К пролетам моста монтируются специальные детали, которые гасят подъемную силу ветра. За границей к такому решению пришли после обрушения в 1940 году Такомского висячего моста в США. Случаев же вхождения в резонанс балочного моста (такой тип переправы и в Волгограде, и у нас, в Ульяновске) в мировой практике еще не было.

Но, как это ни странно, все в Волгограде было сделано в соответствии с действующими в стране нормами, которые не предусматривают проверки реакции моста на сильный ветер. Поэтому никто наказан за «танец» переправы не будет, но вот только, если что, как выразился журнал «Итоги», и если при этом погибнут люди, как проектировщики будут потом спать?

Почему в подзаголовке к этой заметке сказано, что наш мост потенциально опаснее волгоградского? Из-за длины пролетов. У нас самые протяженные из них достигают 220 метров, и амплитуда их колебаний при ветре такой же силы может быть больше, чем у моста в Волгограде. Так утверждают опытные мостостроители.

Василий МЕЛЬНИК