В редакцию «СК» пришло письмо от одинокой жительницы Ульяновска Кузиной из Киндяковки. У нее погибла кошка Тоника – единственное любящее женщину живое существо.

«Я пошла по городу, искала, где ее могу похоронить, чтобы зимой могла ее навестить, прийти к ней, пишет женщина. – У меня никого в этом городе, кроме нее, нет. И я украдкой совершила обряд захоронения в парке. А где еще? Боялась, что меня увидят, прогонят. Почему нельзя облегчить это расставание? Спросите у властей, кто решает эти вопросы».

Как выяснилось, официальных домашних кладбищ в России, в том числе и в Ульяновске, нет вообще. В столице услуги захоронения и кремирования домашних животных поставлены на финансовый поток. Кремация может быть индивидуальной и общей.

Стоимость индивидуальной колеблется от 3500 до 8000 рублей – в зависимости от веса животного.

Присутствовать при этом нельзя, но за дополнительные 3000 рублей вам предоставят видеоотчет. Общая кремация стоит дешевле, но подходит только тем хозяевам, кто хочет просто избавиться от тела.

За 1000 или 2000 рублей (в зависимости от веса животного) его кремируют вместе с другими и утилизируют как отходы.

Для тех, у кого денег нет совсем, а предать любимца земле хочется по-человечески, существуют неофициальные («народные») кладбища домашних животных. Можно, конечно, и просто закопать во дворе или ближайшем парке, но, во-первых, это запрещено санитарными и экологическими нормами и влечет штрафные санкции, а во-вторых, на такую импровизированную могилку могут случайно наткнуться дети.

По словам независимого ульяновского эколога Андрея Салтыкова, в нашем городе существует несколько стихийных кладбищ. Одно из них было в парке «Винновская роща». Вместе с сотрудниками МЧС Андрей Салтыков принимал участие в его обеззараживании, так как кладбище разместилось рядом с родником, где люди берут воду для питья. Есть кладбище животных в новом городе – в парке «Прибрежный» – и в центре Ульяновска, где когда-то был кинотеатр «Рассвет». Вообще эта тема достаточно серьезная. В свое время у одной из ульяновских мемориальных компаний появилась идея создания такого кладбища. Но камнем преткновения стал земельный вопрос. Управление главархитектуры не согласилось предоставить участок.

Трупы животных в Ульяновске официально утилизируют только на баратаевском полигоне, где есть специальные ямы «Беккари», в которых все утилизируется (разлагается) естественным путем. В УМУС АТП (автотранспортное предприятие) по уборке Ульяновска есть специализированное подразделение служба отлова и утилизации безнадзорных животных.

Их вывозят бесплатно. А частному лицу за такую услугу придется заплатить.

По различным оценкам, объем столичного рынка зооритуальных услуг составляет 1,5 миллиона долларов в год, и это далеко не предел. В Москве одних только зарегистрированных собак – свыше 200 тысяч, естественная убыль ежегодно составляет 10%, при этом полный комплекс услуг (вывоз – кремация – захоронение останков плюс соответствующие аксессуары) обходится владельцу животного средних размеров приблизительно в 400 долларов. Однако статистика охватывает только чистопородных клубных животных. «Двортерьеров» и полукровок, не менее любимых, чем победители выставок, на порядок больше. Еще более многочисленны кошки – почти 2,5 миллиона (практически в каждой третьей московской семье). А уж хомяки, морские свинки, пернатые и ползучие учету вовсе не поддаются. Нередко приходят вести о сносе стихийных кладбищ в различных городах. Раскатали бульдозерами сотни могилок животных в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, да и в самой Москве. Все это – явный сигнал к тому, что услуга под названием «Кладбище домашних животных» в России остро востребована. Люди готовы платить за то, чтобы никто не потревожил захоронение, порой на таких могилах устанавливают памятники ценой по 20 тысяч рублей, поэтому арендная плата за место на официальном и потому безопасном кладбище в размере 2500-3000 рублей не кажется им неподъемной.

Первым поставил на коммерческую основу захоронение животных в 1896 году американец Сэмюэль Джонсон. Сегодня на его кладбище покоится более 70 тысяч животных, в том числе львы, кролики, змеи, тарантулы, черепахи и рыбки. На этом кладбище огромный выбор надгробий, урн, гробов, венков, саванов и костюмов для «покойных»: например, гробик для бабочки стоит 35 долларов, а самый дорогой памятник – примерно 100 тысяч. На сегодняшний день в США существует около 640 специализированных кладбищ домашних животных, в Германии – 210, во Франции – 140. Захоронения обходятся хозяевам от 400 до 3000 долларов. Во многих странах по погибшему животному принято заказывать отходную молитву. Самое известное кладбище для животных находится в Мюнхене. Его хозяин Эрхард Кресс берет за похороны даже морской свинки не менее 500 евро.

В эту сумму входят стоимость картонного гробика, обтянутого снаружи черным бархатом, а внутри лиловым, и уход за могилой в течение года.

Ольга Тихонова