Дамоклов меч оптимизации завис над единственным в области музыкально-педагогическим колледжем. Заслуженный коллектив учреждения обеспокоен, особенно в свете последних событий в образовании и культуре. В учебном заведении впервые не объявлено о наборе новых первокурсников.

По словам педагогов, произошло это неожиданно, практически накануне приемной кампании, поэтому большое количество потенциальных абитуриентов, особенно сельских (благо у училища есть собственное общежитие в центре города), по-прежнему звонят, приходят, спрашивают… И не могут понять, почему они вдруг стали не нужны. Потому что четкого ответа на вопрос им никто дать не может. И самим педагогам никто ничего не объяснял: пока работайте, мол. Делегация педагогов училища пыталась найти правду в министерстве образования, но и там их тревогу успокоить не смогли (да и старались ли, в самом деле?). А вопросов много. Неужели таким вот образом все придет к постепенной самоликвидации учреждения? И есть ли будущее у училища, которое не получит «свежей крови» в виде нового набора?! Или в самом деле набора нет, потому что в министерстве не подписана какая-то там бумага с перечнем специальностей? Или это все только для лучшего обучения имеющихся учащихся в якобы «тесных» помещениях ради пресловутого индивидуального подхода? В контексте последних «образовательных» событий верится почему-то с трудом…

А ведь педагогов-музыкантов для школ и детских садов, в том числе в сфере дополнительного образования, в области больше никто не готовит. Тем более что здесь есть и заочное отделение – это вообще ситуация уникальная! Многие уже довольно взрослые люди, которые стремятся к музыке, могут получить здесь свое заветное второе образование. Учебное заведение богато своими традициями – за годы своего существования из его стен вышло немало звезд: от проводников культуры на село до докторов наук. Солистка филармонии Юлия Корсакова, солистка столичного театра «Геликон-опера» Юлия Арсентьева, заслуженная артистка, московское сопрано Наталья Полянинова, композитор Елена Нюкало, доктор педагогических наук Ирина Юстус – вот лишь некоторые их имена. В свете этого нынешняя ситуация кажется еще более странной. Так, к примеру, считает заслуженный учитель России Валентина Сорокина. «Мы весь год занимались профориентацией, – говорит она. – Накопили как никогда большую базу данных по абитуриентам. Что мы теперь должны им сказать? Что они нам вдруг стали не нужны?!»

«С другой стороны, – говорит вокальный педагог, выпускница Гнесинской Академии Наталья Зеленина, – сегодня же все только и говорят о том, что должны открываться новые детсады. Получается парадокс: детсады нужны, а наши выпускники, чтобы в них работать, – нет?!»

Педагоги, которые поневоле испытывают недоверие и к администрации своего училища (употребляя в связи с новоявленными молодыми руководителями даже громкое слово «раскол»), подумывают, что виной всему – материальная база училища: лакомый кусок земли и недвижимость в центре города. Опытные преподаватели, каждый из которых – яркая индивидуальность (сплошь заслуженные учителя, отличники просвещения и т.п.), опасаются за свои перспективы. Некоторым из них недолго до пенсии. Если не будет новых первокурсников, драгоценный коллектив специалистов лишится профессионального будущего. Подумать только, это все происходит аккурат в Год учителя!

Концертмейстер Ирина Воинова признается, что серьезно рассчитывала на своевременный ответ из регионального минобразования. Чиновники из вышестоящей организации в училище обещали прийти еще на прошлой неделе – чтобы успокоить страсти и все разъяснить, но, как говорится, не случилось… А ведь еще в апреле-мае в городе состоялись научные конференции, где с блеском выступили представители колледжа, его педагоги защитились на высшие профессиональные категории. Огромный творческий потенциал вдруг стал не нужен? Тем более что преподаватель музыки в школе (именно их готовит уникальное училище) по традиции на переднем плане борьбы за культуру учащихся. Давно ли искусство и духовное воспитание перестали быть школьным приоритетом? «Прекрасное, доброе и вечное» окончательно выходит из моды?! А как же и без того обескровленная культура на селе, одним из основных поставщиков кадров для которой был и остается (пока?) именно музыкально-педагогический колледж? Как же желанный демографический рост, заявляемые на самом высшем уровне забота о духовном развитии молодежи и выявление талантов?

«Зимой у нас был юбилей, – замечают педагоги музпеда, – и все, кто имеет отношение к оптимизации образования, на нем присутствовали. Они говорили высокие слова о том, что наше учреждение занимает свою нишу, мы выполняем высокую миссию, наши выпускники востребованы, а специалисты необходимы региону. И что теперь?!» До получения министерского ответа на этот вопрос многие из преподавателей даже не могут спокойно уйти в заслуженные отпуска. Хотя, безусловно, для закрытия учебного заведения нужны серьезные основания и их подробное разъяснение. Когда же они появятся?! «Держать в неведении взволнованный коллектив – это, конечно, неуважение, – говорит хормейстер Светлана Кочеткова. – А решение закрывать специальности должно происходить только на уровне правительства».

Надо сказать, что некоторые педагоги рассматривают и компромиссный вариант. К примеру, они готовы к тому, что в будущем году могла бы остаться хотя бы одна основная, традиционная специальность – а именно учитель музыки – и хотя бы один учебный корпус. Тем более что все формальности, связанные с государственным лицензированием, учебное заведение прошло. Не случайно его выпускники прошлых лет поражены угрозой, нависшей над их alma mater. Ведь запас знаний, даваемый музыкально-педагогическим колледжем, не раз выручал их даже в «высших» консерваториях.

Александр Русинов