«Всё перемелется – мука будет», – так русская народная пословица утешает тех, кто попал в жернова судьбы. Не удивительно, что испокон веков в русских сёлах наравне с храмами почитались мельницы. В церквях люди молились о спасении души, а на мельницах добывали хлеб насущный. Сёла, где стояли мукомольни, считались очень зажиточными и принимали на перемол зерно со всей округи.

В 1905 году на территории О Ульяновской области было 26 мельниц, до наших времён из них дожили единицы. По результатам последней инвентаризации Комитета по культурному наследию Ульяновской области, проведённой в 1993 году, в регионе оставалось 8 паровых и пароводяных мельниц и 5 ветряных, считающихся памятниками архитектурного зодчества. Ветряные мукомольни доживали свой век в сёлах Араповка и Шеевщино Сурского района, Грибовка и Русские Юрткули Старомайнского района.

Спустя 17 лет, в июне 2010 года «МГ» провела свою инвентаризацию и выяснила, что ни одна из этих ветряных мельниц не сохранилась до наших дней. А вот пароводяные пока ещё могут порадовать любителей старины: несколько мельниц купца Маркова сохранилось в Димитровграде, осталась паровая мельница в посёлке Мулловка Мелекесского района, мукомольня братьев Горюновых в селе Луговое и несколько мельниц в Сурском районе – к ним-то и лежал наш путь.

Зерно для водяного

На окраине села Никитино Сурского района стоит старинная водяная вальцовая мельница 1913 года постройки. Рубили мукомольню – по тем временам огромную для сельской местности – местные мастера. От реки Барыш к ней вёл специальный отвод, который вращал огромную чугунную турбину.

И сегодня четырёхэтажное здание пребывает почти в рабочем состоянии. Последний помол был здесь в начале 90-х годов. Разве это не чудо, что деревянное строение, которое скоро справит вековой юбилей,время уберегло и от пожаров, и от вандалов! Даже лестницы, ведущие на верхние этажи, вполне надёжны.

По скрипучим ступенькам мы поднимаемся на второй этаж. Запруда мельницы сейчас покрыта тиной и выглядит как декорация к фильму с мистическим сюжетом. Кажется, вот-вот ряска расступится и нашему взору явится водяной…

Возможно, в нас говорит голос предков. Ведь в русских деревнях ветряные мельницы обычно ставились за околицей, в безлюдной местности. И было это неспроста. По преданиям, нечисти на водяных мельницах хватало. Наши предки верили, что под мельничным колесом живёт водяной, а русалка там моет волосы. Пустые мельницы старались обходить стороной: водяные демоны «караконджулы» играли там свадьбы и могли затащить к себе прохожего, а черти заманивали на мельницу крестьянина, бесплатно мололи ему муку, но смешивали её с песком. Бытовало мнение, что мельники на водяных мукомольнях водились с нечистой силой. Выбирать им не приходилось: если не уважать водяного, мельничное колесо будет постоянно останавливаться, а весной водяной мог прорвать запруду.

Как оказалось, живы эти суеверия и поныне, Поднявшись ещё на один этаж старинного здания, мы заметили над воронками трясунов для муки две огромных кучи добротного зерна. Неужели оно пролежало здесь почти 20 лет – со времён последнего помола -нетронутым? Верилось с трудом, учитывая, что в новейшей истории России было всякое.

А разгадка тайны неперемолотого хлеба, который для чего-то оставили в мельничных помещениях, проста – дело вовсе не в расточительности местных жителей, а в суевериях.В неработающей мельнице принято оставлять подношения нечистой силе, чтобы она не мешала сельчанам спокойно жить, не губила скот и не мутила воду в местных речках. Как знать, возможно, именно с дарами обитателям заброшенной мукомольни мы столкнулись в её стенах…

Кстати, тем, что и в наше время мы можем созерцать чудо техники начала XX века, мы обязаны коренному жителю этих мест – купцу Фёдору Кондратьевичу Фирсову. Именно он возвёл мукомольню на свои средства – на радость жителям окрестных деревень. Меж тем, судьба строителя мельницы оказалась не самой счастливой. В 1917 году, после революции, и мельницу, и усадьбу у Фирсова конфисковали. И купец бежал на Украину. Мы же решили не будить лихо, пока оно тихо, и, покинув дело рук его, отправились дальше…

Мукомольня на земле Ивана Грозного

На берегу реки Суры, в 30 километрах от посёлка Сурское, раскинулось село с поэтичным названием Барышская Слобода. В 1467 году сделать на этом месте пограничный пункт Баранчеево городище повелел сам Иван Грозный, возвращаясь из первого похода на Казань. В 19-м веке эти места стали богатым промышленным и торговым центром со своей бумаго-картонной фабрикой, лесопилкой, судоходной пристанью, ярмарками и привозами. Здесь же в быстротечной Суре водилась двухметровая стерлядь, которую в своё время прямо в дубовых бочках возили к царскому столу Ивана Грозного.

С 1552 года владельцами этих мест были: сын Ивана Грозного – царевич Иван, боярин Хитрово, царевич Алексей, граф Скавренский, фаворит Екатерины Второй – князь Потёмкин-Таврический, граф Потёмкин…

Сегодня Барышская Слобода – одно из немногих сёл Ульяновской области, где сохранилась старинная мельница середины 19-го века. Практически точную копию добротного четырехэтажного здания из красного кирпича можно увидеть и в самом Сурском. Оба строения спроектированы одним архитектором по заказу знаменитого и богатейшего помещика – графа Георгия Рибиспьера.

– Он был последним из владельцев Барышской Слободы. Рибиспьер – аристократ, выходец из Швейцарии, был ещё и неплохим бизнесменом. Именно в пору его правления в этих местах появилась огромная мукомольня, которая стала впоследствии, ко всему прочему, и гидроэлектростанцией, подпитывавшей энергией Барышскую Слободу, Сурское, Заполье – вплоть до пятидесятых годов прошлого века, пока не построили Волжскую ГЭС, – рассказала нам местный краевед Людмила Ганина.

Об истории появления самой современной водяной мельницы в селе нам рассказал 81-летний Николай Парков из Барышской Слободы -единственный оставшийся здесь мельник, которому довелось поработать ещё на функционирующей мукомольне.

– Граф-то этот шустрый был мужик. Повелел он как-то построить на холмах наших и вблизи окрестных сёл несколько деревянных ветряных мельниц. Как их сладили, застраховал Рибиспьер все до одной. А после этого начали ветряки гореть с завидной регулярностью. По сёлам молва тогда пошла – дескать, Рибиспьер мужиков нанимал, чтоб они мельницы палили, – смеётся наш собеседник.

Догадки сельчан вскоре подтвердились: как только сгорела последняя мельница, в аккурат после того, как граф получил последнюю страховку, началось на берегу Суры монументальное строительство современной пароводяной махины. Как её построили, со всех деревень, и даже из соседних Чувашии и Мордовии, люди стали ездить на мукомольню, работающую быстро и ладно. И потекли в карман предприимчивому графу реки выручки. Однако такой нечестный барыш не обеспечил ему счастливую старость…

Мистический след

Рос у графа сын, молодой, красивый, покладистый. Отца с матерью любил пуще некуда. И вот пришло время ему обзаводиться семьёй. Но, вместо партии по статусу, выбрал Рибиспьер-младший в невесты сельскую девушку. Когда отец прознал об этом, в ярости запретил сыну приводить в дом простолюдинку. Но, как гласит самая верная народная мудрость: любовь -не картошка, не выбросишь в окошко.

Стали влюблённые встречаться тайно – по ночам, за речкой, в рощице за стенами той самой мельницы. Мельник любовников приметил сразу, да только пожалел и рассказывать графу про них не стал. А вот жена его по глупости сбрехнула, после чего молодому графу был устроен нагоняй, а крестьянку так припугнули, что юная девица, не выдержав предстоящей разлуки с любимым, бросилась в Суру прямо с берега недалеко от места, где они с графичем встречались. Младший Рибиспьер с тех пор потерял покой, везде ему стала мерещиться его возлюбленная, звала его русалкой к себе на дно. Так спустя несколько месяцев не стало и паренька. Скинулся он в быстрые воды с того же обрыва…

Граф Рибиспьер после этого имение покинул, оставив командовать там своего друга управляющего с немецкими корнями Александра Гагена. Сейчас Барслободская мельница стоит на противоположном от посёлка берегу Суры. Добраться до неё можно только на лодке. В прошлом году бурным потоком воды при паводке смыло последний мост, ведущий к старинной мукомольне. Как знать, возможно, эта оказия и станет спасением от вандалов для загадочной и величественной сельской кормилицы…

Екатерина ЧИСТОХОДОВА

МИСТИЧЕСКОЕ КОЛЕСО

В средние века символом мельницы был перекрёсток или священное колесо. В то же время она считалась пристанищем нечисти, потому само движение мельничного колеса или махов ветряка считалось неуместным в некоторые церковные праздники.

Мельницам приписывались также и целебные свойства. Вращающееся колесо якобы способно повернуть ход болезни, поэтому на него выливали воду, которой обмывали больного. Помочь мельница могла, по поверьям, и при трудных родах. Чтобы ребёнок быстрее появился на свет, роженицу опрыскивали водой с колеса. Такой водой умывались и молодые люди в Юрьев день, чтобы весь год быть ловкими и здоровыми. А ещё. в воду под мельницу нужно бросить одежду человека, чтобы снять с него порчу.

МЕЛЬНИЦЫ В ВЕКАХ

Сложно было придумать более универсальный механизм, чем тот, который все мы сейчас называем мельницей.

Когда точно на свете появилась первая мельница – не знают даже учёные. Известно только, что произошло это примерно в 1750 г. до н. э. За тысячелетия своего существования как только ни облегчали мельницы человеческую жизнь: их механизмы использовались для помола муки, были лесопилками, гидроэлектростанциями и даже местом для проведения магических обрядов.

Предположительно, древнейшие мельницы были распространены в Вавилоне – об этом свидетельствует кодекс царя Хаммурапи. И использовались они в то время вовсе не для перемалывания муки, а в культурных целях, Описание органа, приводившегося в действие ветряной мельницей, было первым документальным свидетельством использования ветра для приведения в действие какого-либо механизма. Оно принадлежит греческому изобретателю Герону Александрийскому и датировано 1-м веком н. э. Совсем не привычными для нынешнего представления о мельницах были персидские и китайские мельницы, которые описываются в сообщениях географов в IX в. От западных они отличаются конструкцией с вертикальной осью и наличием парусов. Кроме того, раньше использовались также мельницы, приводимые в действие животными – ослами, волами, лошадьми.