На прошлой неделе Законодательное Собрание Ульяновской области поддержало поправки в ряд федеральных законов, связанные с изменением организации обязательного медицинского страхования.

Эти поправки – часть большой работы, начатой в стране, по модернизации системы здравоохранения. Цель поставлена высокая – улучшить качество медицинских услуг для населения, увеличить продолжительность жизни россиян.

О том, как идет процесс модернизации, рассказывает депутат областного Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета по социальной политике Ростислав Эдварс.

– Чтобы система здравоохранения в России работала лучше, требуются серьезные финансовые вложения. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» уже позволила сделать достаточно многое: пополнить медицинские учреждения новым оборудованием, поднять зарплату медперсоналу. Но далеко не все проблемы еще решены: и по оборудованию, и по ремонту больниц, и по кадровому обеспечению. Все это сдерживает уровень медицинской помощи людям.

Поэтому по инициативе партии «Единая Россия» разработан проект федеральной программы «Качество жизни (Здоровье)», призванной модернизировать систему здравоохранения в стране. Подготовка к реализации уже началась: разрабатываются соответствующие программы в регионах, изменения в законодательстве, обеспечивающие работу программы.

На реализацию проекта «Качество жизни» планируется выделить серьезную сумму из федерального бюджета – 460 млрд рублей. Это поможет внедрить повсеместно современные методы диагностики, профилактики и лечения, укрепить конституционные права россиян на бесплатную медицинскую помощь. Средства предполагается использовать по трем направлениям. 300 млрд рублей направить на модернизацию материально-технической базы лечебных учреждений – на их ремонт, оснащение техникой и оборудованием. Тут одна из задач -подтянуть до соответствующего уровня качество медобслуживания в сельской местности.

24 млрд рублей планируется выделить на информатизацию здравоохранения. Сюда включается перевод населения на электронные страховые медицинские полисы единого образца, не требующие замены.

136 млрд рублей намечено потратить на обеспечение федеральных стандартов оказания медицинской помощи.

– Откуда будут взяты деньги на столь масштабные мероприятия?

– Эти средства – 460 млрд рублей – будут получены дополнительно. Источником должно стать увеличение ставки страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1 до 5,1 процента. Дополнительные деньги станут аккумулироваться в федеральном фонде обязательного медицинского страхования и использоваться целевым способом на модернизацию здравоохранения. В течение двух лет должна сложиться необходимая сумма.

Понятно, что дополнительная нагрузка от повышения ставки ложится на работодателя, который уплачивает взносы. «Единая Россия» в этом плане проводит как автор проекта большую работу с бизнес-сообществом и находит понимание. Ведь положительный эффект от перемен для работодателя тоже имеется – здоровый работник.

Проект поправок об увеличении взносов на обязательное медицинское страхование уже внесен в Госдуму. Это не единственные изменения в федеральное законодательство, призванные обеспечить реализацию программы «Качество жизни». На прошлой неделе, например. Законодательное Собрание Ульяновской области единогласно поддержало проекты двух таких законов. Возможно, они будут приняты на этой сессии Госдумы. Следом готовятся другие.

– Каков характер изменений в законодательстве, ожидаемых в связи с модернизацией системы здравоохранения?

– Ставится задача расширить права граждан. Например, при выборе страховой медицинской организации, при выборе медицинского учреждения, где человек хотел бы лечиться.

По замыслу разработчиков, человек вправе самостоятельно выбирать страховую медорганизацию для получения полиса и заменять ее, если недоволен обслуживанием. То же самое касается лечебных учреждений и врачей, работающих в системе обязательного медицинского страхования – пациент должен иметь право сам выбирать их.

Сегодня страховую компанию выбирает либо работодатель, либо орган государственной власти, перечисляющий деньги страховщикам. В результате человек вроде бы имеет возможность получить услугу в любом медучреждении, с которым заключен договор страховой компанией, но на деле это не так. О более широком выборе и говорить не приходится.

Добавляет проблем и привязка к месту жительства. Яркий пример -поселок Колхозный. Он относится к Чердаклинскому району, но расположен по соседству с Заволжским районом Ульяновска. От поселка легко, практически городским транспортом, можно добраться до Центральной городской клинической больницы, однако жители вынуждены ездить за медпомощью в райбольницу в Чердаклы, что значительно дальше. От такого территориального принципа медицинской помощи тоже планируется уйти. Граждане должны получать ее на равных условиях, независимо от того, где проживают. Должны получить реальное право выбирать и страховую организацию, и больницу, где хотели бы лечиться.

– Как добиться такого положения?

– По основной идее, заложенной в программу модернизации здравоохранения, финансирование должно идти за человеком, имеющим полис. За оказанием медицинской услуги человеку. Тогда лечебные учреждения будут заинтересованы принять любого пациента.

В рамках программы планируется разработать федеральные стандарты оказания медицинской помощи и строго их придерживаться. Установить минимальные размеры страховых взносов на обязательное медстрахование неработающих граждан, чтобы в субъектах РФ не перечислялось на эти цели меньше, чем требуется.

Также поставлена задача оформлять застрахованным лицам медицинские полисы единого образца, действующие на всей территории Российской Федерации, не требующие замены при смене страховой организации и места жительства. Это тоже упростит россиянам медицинское обслуживание.

– Когда федеральная программа модернизации системы здравоохранения сможет начать работать?

– Ожидается, что непосредственная реализация начнется с 1 января 2011 года. Но утвердить ее можно лишь после того, когда все регионы защитят свои программы модернизации здравоохранения.

В Ульяновской области сейчас тоже идет работа над такой программой. Все муниципальные образования подают свои заявки на ремонт лечебных учреждений, на обновление медицинского оборудования. В любом случае, все будет сведено в единую областную программу, которая получит оценку координационного совета при региональном отделении «Единой России»: ведь именно правящая партия выступила инициатором проекта. Потом свою оценку областной программы даст Минздрав РФ.

Государство намерено выделить на совершенствование медицины большие средства. Поэтому потратить их следует разумно. Любое приобретаемое оборудование должно быть полноценно загружено в конкретной больнице, приносить максимальный эффект – вот главный критерий будущей программы.

Сергей ГОНЧАРОВ

Подготовлено при содействии пресс-службы Законодательного Cобрания Ульяновской области.

Материал печатается в газете на коммерческой основе