Экспозиция, авторы которой предлагают посетителям оторваться от земли, открылась в выставочном зале заповедника.

Просторный зал музея на улице Льва Толстого, 63 встречает посетителей непривычным зрелищем. Графические работы авторов новой экспозиции развешаны не по стенам, а под потолком.

– По этой диагонали у нас Александр Четверкин, по другой – Яна Клинк, – объясняет, как изучать необычную экспозицию, проводя рукой диагонали по потолку, заведующая залом Ольга Тюрина.

По диагоналям висят работы художников, больше похожие на вырванные из книг страницы. Причин для такого сходства несколько.

Во-первых, большинство работ – черно-белые, во-вторых, они сопровождаются текстами. При дальнейшем изучении выясняется, что эти работы – и правда, страницы из книг – книг жизни их авторов, молодых ульяновских художников Яны Клинк и Александра Четверкина.

Оба они работают в графической технике, выполняют черно-белые рисунки чернилами и гелевыми ручками. Инструменты удобные – работая над рисунком, можно отвлечься и записать рядом пару строк. Александр Четверкин, филогог по образованию и поэт по жизни, наверняка, именно так часто и поступает. «Рисование началось спонтанно: однажды в моем сознании соединились черная тушь и магия линий, пером проведенных. И все закружилось», – пишет он сам в небольшой аннотации к работам. В водоворот творчества Александр предлагает погрузиться и посетителям выставки: его картины надо изучать с двух сторон на обороте каждую сопровождают строки из стихов автора.

Работы Яны Клинк на выставке также сопровождаются текстами. Яна, в отличие от соседа под потолком, – художница профессиональная. Она успешно сотрудничает с несколькими издательствами как иллюстратор. На выставке представлены ее иллюстрации к книгам Ольги Арефьевой и Валерия Бондаренко. Кроме них, отдельной черно-белой стеной в зале встали страницы графического проекта художницы «Gothic room» («Готическая комната»).

Работы сопровождаются подзаголовком «Иллюстрированные истории на каждый день» и небольшими словесными зарисовками. К примеру, из актуального на жаркое сегодня «Человек-оригами, который складывается и раскладывается, снова и снова, думая, что, может, хоть там зима…».

Походив по выставке, замечаешь, что выбранное авторами оригинальное размещение работ меняет восприятие окружающего – хочется поднять голову повыше или даже оторваться от земли, чтобы рассмотреть в деталях каждый рисунок. Вместе с посетителями выставки в черно-белые облака из работ Четверкина и Клинк смотрит поселившийся в зале поэт из дерева. Это работа скульптора и писателя Дмитрия Потапова под как нельзя лучше подошедшим к выставке названием «В облаках».

Сам поэт хоть и стоит на земле, взгляд его устремлен к небу.

Впрочем, поизучав экспозицию под потолком, стоит спуститься с небес на землю. Ведь всего для выставки свои работы представили восемь художников. Кроме графики Четверкина и Клинк, в нее вошли живопись Александра Горбунова, Юрия Какичева и Дмитрия Бобровича, батики Дарьи Косиновой и скульптуры Дмитрия Потапова и Дмитрия Ская. Последние два используют для работ дерево. Скай творит из природного материала небольшие изящные вещицы, Потапов создает более крупные скульптуры. Скульптор еще и пишет стихи – на выставке можно ознакомиться с его книгой «Песня ветра».

Именно ветра и хочется впустить в выставочный зал с облаками из рисунков. И удивительно, как работы разных художников складываются в один цельный проект: ветра добавляет работа Александра Горбунова «Спящая красавица». На ней на заснувшую красавицу навевает дремы как раз тот самый ветер.

Кроме того, ветра в экспозицию, объединенную темой «Мужчина и женщина. Поиски красоты», должны добавить запланированные в рамках выставки творческие вечера и другие проекты. К примеру, сейчас готовится беззвучная нарезка из классических фильмов, посвященных отношениям. Ее планируют показывать при просмотре выставки. Также отношениям мужчины и женщины посвящен парный спектакль «Анна и Николай» об отношениях Анны Ахматовой и Николая Гумилева, который уже один раз был сыгран в выставочном зале и планируется к показу еще раз. А о красоте должен рассказать намеченный на конец лета или начало осени музыкальный вечер с участием музыкантов симфонического оркестра.

Лидия Пехтерева