Наблюдательные ульяновцы, предпочитающие сидению дома прогулки по зеленым уголкам, наверняка, не раз замечали следы обитания в них животных. На наш взгляд, некоторых представителей фауны в черте города в последнее время стало заметно больше. С чем это связано, к каким приведет последствиям и могут ли люди и звери обитать на одной территории, мы поговорили с доцентом кафедры зоологии УлГПУ, кандидатом биологических наук Вячеславом Михеевым.

Вячеслав Аркадьевич, на обывательский взгляд, в последние годы дикая природа подступает к городу. Лисы встречаются в черте города, кабаны появляются на севере Ульяновска, на территории «Авиастара» можно увидеть зайцев, у Свияги селятся бобры, а в зеленых зонах все больше клещей.

Отмечают ли рост числа животных в городе и регионе ученые?

– На самом деле дикие животные всегда обитали и будут обитать рядом с человеком, но численность их, естественно, будет незначительной. В городе имеется ряд условий, которые их привлекают. Здесь теплее, чем в дикой природе, больше кормовых ресурсов, в том числе пищевого мусора, есть разнообразные убежища.

Численность популяций многих зверей в различные годы подвержена закономерным изменениям, нередко происходят ее вспышки. Процесс зависит от целого ряда факторов, от роста числа животных, которые служат для них кормом. Так, в 2008 году была вспышка численности мышевидных грызунов – полевок и мышей, их численность в области возросла почти в полтора раза, по сравнению с предыдущим годом. Закономерным выглядит повышенное их присутствие в населенных пунктах, поскольку в период заморозков они совершают миграции из естественной среды обитания на территорию, занятую человеком, в постройки, в жилые, складские и производственные помещения. Росту численности грызунов сопутствует увеличение числа иксодовых клещей, так как они связаны с мышевидными грызунами циклом развития. Их жизненный цикл начинается как раз на грызунах.В первый год личинки развиваются на мышевидных грызунах, следующая стадия – нимфа, питается на более крупных животных. На третий год появляется имаго – взрослое животное, которое уже паразитирует на человеке и на крупных млекопитающих.

– То есть 2010-й – это как раз третий год?

– Да, как раз в этом году отмечается повышенная активность клещей, и в следующем также ожидается их высокая численность. Особую опасность таит не сам клещ, способный присасываться, а тот факт, что они являются переносчиками опаснейшего заболевания – клещевого энцефалита.

Если же вернуться к последствиям роста численности грызунов, то, естественно, растет численность хищников, питающихся мышевидными грызунами: лисиц, хоря, куниц, ласки. Лисы, кстати, вообще легко приспосабливаются к обитанию рядом с человеком, могут даже поселяться на окраинах деревень, при этом ведут себя достаточно хитро и осторожно.

– А они сейчас осмеливаются кур воровать?

– Если численность грызунов велика, то лисе нет смысла рисковать и лезть за домашней птицей, но зимой, когда много снега, они могут заходить в деревню за пищей. Домашняя птица для лисы – лакомая и легкая добыча.

Но если мы сейчас наблюдаем рост числа лис, то в целом, с учетом нескольких лет или десятилетий, численность диких зверей в области сохраняется примерно на одном уровне, а некоторых видов, наоборот, достаточно сильно сокращается. К примеру, много лет считается, что в Сурском районе обитает один медведь. Я работал там, на самом деле медведей там постоянно обитает несколько, дветри особи, они перемещаются из Ульяновской области в Чувашию и обратно. Я слышал от пчеловодов там, что в свое время мишек стреляли, потому что они приносят большой ущерб, разоряют ульи.

– А каких животных становится значительно меньше? Лосей, если я правильно понимаю, у нас осталось не так много.

– Численность крупных животных, особенно лосей, сокращается, и к городу они подходят сейчас гораздо реже, чем раньше. Раньше на Черном озере и в дендропарке, что за парком Победы, всегда были кабаны, оставлявшие после себя раскопы, погрызы.

Сейчас их там, наверное, не будет изза прокладки трассы к новому мосту, потому что обитать на отгороженном новой дорогой узком лесном участке они не смогут. Это для них слишком большой стресс.

У меня имеется сводка по учету численности на территории области основных промысловых животных с 2006 по 2010 годы. Лося стало меньше раза в полтора – с 2,5 тысячи голов до 1,7 тысячи. Кабана – больше, с 3 тысяч его численность возросла до 4,5 тысячи, косули – тоже больше, с 2,5 тысячи до 4,6. Численность барсука постоянна – около тысячи особей.

– Если уменьшение числа лося очевидно, то рост количества кабанов и косуль тоже значителен примерно в полтора раза. Это нормальные колебания, которые происходят вдали от города?

– Это вполне обычная вспышка численности. Не исключено, что это результат плодотворной работы природоохранных органов. Также надо учитывать, что сейчас многие леса отдаются в аренду частникам, которые берут на себя обязательства следить за состоянием угодий, поддерживать численность животных и регулировать их добычу. Зимой они подкармливают кабана, лося и косулю. Есть работающие по таким же принципам охотничьи заказники.

– Если говорить об антропогенном факторе, получается, рост интереса ульяновцев к отдыху в зеленых зонах вытесняет из них животных?

– Естественно, посещение людьми лесной зоны отрицательно сказывается на животных. Они пугаются, конечно, пытаются приспосабливаться – прячутся в дневное время суток, а выходят в ночное, но если пугать их систематически, если посещения их зоны обитания человеком станут постоянными, то животные уйдут в не обжитые человеком места. При этом естественных лесных массивов становится все меньше.

Леса вырубают очень интенсивно, и хотя некоторым животным нравятся разреженные леса, но и им нужны глухие участки, а их все меньше.

– Выходит, человеку стоит соблюдать дистанцию с дикой природой, чтобы не навредить ни ей, ни себе?

– С одной стороны, человек заметно притесняет крупных зверей, лишая их привычных мест обитания. С другой стороны, многие животные являются переносчиками возбудителей различных заболеваний. Дикие млекопитающие – источник опасных для человека болезней. Так, сурки – основные переносчики чумы, водяная полевка может стать виновницей вспышки туляремии; волки, лисы и бродячие собаки передают человеку бешенство, лептоспироз, гельминтозы и т. д. Известна также роль млекопитающих в формировании и поддержании природных очагов клещевого энцефалита, клещевого сыпного тифа, лихорадки Ку и многих других болезней. Автомобилисты знают, что на дороге часто можно встретить и зайца, и кабана, и лису, и косулю. Но близко приближаться к ним довольно опасно. Дикое животное – оно и есть дикое животное. Та же приятная свинюшка, если за ней бегут поросятки, может очень сильно разгневаться.

С другой стороны, и у человека не хватает знаний, чтобы не вредить природе напрасно. К примеру, очень многие боятся змей, в местах отдыха часто можно найти их трупы – их в большинстве случаев просто от незнания убивают. Между тем у нас в области всего два вида ядовитых змей – гадюки обыкновенная и степная. Причем ядовиты они в минимальной степени, от их укуса вреда будет чуть больше, чем от укуса пчелы или осы. В норме укус гадюки не смертелен (!!!), а обычная реакция на укус – боль, гематома, иногда рвота. Остальные виды змей уж обыкновенный и водяной, медянка, полоз узорчатый – хоть и показывают агрессию при приближении людей, серьезной опасности не представляют. А люди убивают и их. Хотя любую из обитающих у нас змей, чтобы она не причинила вреда, достаточно просто обойти стороной. Она сама никогда к человеку не приблизится.

– Возможно ли при такой ситуации сосуществование города и дикой природы?

– Хороший выход в этом случае создание парков, особенно рядом с водоемами, которые дадут возможность диким животным приходить в город, жить рядом с людьми, обогащать нашу природу, делать ее более приятной. Ведь, действительно, увидеть какое-то животное, особенно крупное, – это большая радость для ребенка и даже для взрослого. Такие парки у нас есть – парк Победы, Черное озеро, парк Дружбы народов. Это островки в нашем городе, в которых животные находят и пищу, и место жительства. Но нужно, чтобы приходящие в них люди вели организованный отдых, не просто жгли костры и разбрасывали мусор, а понимали, что рядом с ними есть и другой мир – дикой природы.

Лидия Пехтерева