Продолжается кампания по ликвидации точек несанкционированной торговли. Трудно сказать, приносит ли она ожидаемый эффект, но в ряде случаев милиции удалось ликвидировать места стихийного скопления «коробейников». Также удалось очистить подступы к Центральному рынку. Иногда наезды милиции дают кратковременный эффект.

Только наряд уехал, они снова встают, так прокомментировал ситуацию один из милицейских начальников.

Теперь предлагают ужесточить санкции к нарушителям. Предложения такие: внести изменения в статью 7 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях «Торговля в неустановленных местах».

Санкция тут предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Предлагается увеличить сумму штрафа до семи тысяч рублей, а также дополнить эту статью возможностью конфискации товара. Тогда, мол, будет меньше желающих рисковать.

Сразу возникают вопросы. Первый сводится к тому, что сумма штрафа в семь тысяч подходит скорее для оптового продавца. В качестве меры воздействия на бабушку, пытающуюся продать стакан клубники, она чрезмерно сурова.

Возможная выручка в этом случае несопоставима с суммой штрафа. Второй: если штраф является универсальным средством административного воздействия, то конфискация товара мера, влекущая целую цепочку правовых последствий. Одно дело государственные меры борьбы с незаконной торговлей подакцизными или промышленными товарами, не прошедшими таможенную процедуру, и совсем другое торговля продукцией с собственных садов и огородов. Закон един для всех: если начать преследовать за торговлю в неустановленных местах, можно дойти до абсурда, штрафуя, скажем, за торговлю на трассах, в селах, где нет оборудованного рынка, и т. д. Поэтому попытки ввести конфискацию в качестве меры в Кодекс Ульяновской области окончатся, скорее всего, ничем.

Если развивать эту тему, что называется, вглубь, можно вообще прийти к парадоксальным выводам. Власти хотят бороться с «несанкционированной» торговлей? Но почему они не борются (или почти не борются) с массовой фальсификацией продовольствия, с завозом продукции непонятного производства и сомнительного качества, с реализацией просроченного и испорченного товара?..

Понятны и объяснимы намерения властей покончить с уличной торговлей порой она неприглядна и нарушает все правила санитарии. Пока создает ощущение уездного города, для жителей которого торговля является единственным средством выживания. Но мы и не сытый бюргерский город, жители которого от нечего делать выходят в урочный час на улицу в надежде что-то продать. Торговля зачастую становится для некоторых спасательным кругом.

Александр Щербаков