На прошлой неделе в культурной жизни Ульяновской области произошло, без преувеличения, очень большое событие. Можно даже сказать, в некоторой степени революционное (из истории мы хорошо знаем, «какой кровью» порой обходятся революции). Впрочем, оно вполне соответствует духу других происходящих в регионе сомнительных перемен. В отставку отправлен лауреат Государственной премии и премии имени Станиславского, народный артист России, художественный руководитель и главный режиссер облдрамы Юрий Копылов.

Нельзя сказать, что для людей посвященных в театральное «закулисье» это произошло совсем уж неожиданно. Поговаривали, что в планах Департаменты культуры и администрации самого театра «уход» Юрия Семеновича значился уже довольно давно. Уж очень стремились там к пресловутому «единоначалию» (именно этот термин прозвучал на соответствующей пресс-конференции из уст руководителя отрасли Т. Ившиной), то есть объединению практически всех полномочий по управлению театра в руках его директора. Тем более, что за последние годы ушли из жизни несколько авторитетных актеров – заслуженная артистка России Алла Бабичева и народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, председатель регионального отделения Союза театральных деятелей Борис Александров. Не секрет, что именно Борис Владимирович мог бы стать преемником Копылова, но, к сожалению, не случилось…

Может быть, поэтому нынче пост художественного руководителя театра упраздняется вовсе. Ему на смену приходит художественный совет, состоящий из актеров, членов попсовета и так называемого наблюдательного совета облдрамы, члены которого назначаются Департаментом культуры. Удобная конфигурация управления, ничего не скажешь. Должность главного режиссера остается – ведущий постановщик теперь подчиняется директору (то есть творчество ставится на уровень ниже администрирования?!) и назначается по конкурсу. Впрочем, опять же, поговаривают, что подходящая для чиновничьих целей кандидатура ими уже подыскана. С другой стороны, приглашенных режиссеров в Ульяновске в последнее время перебывало великое множество. С ними зачастую и проще, и… дешевле, потому что на отсутствии признания и регалий сэкономить можно. Между прочим, в условиях нынешней «автономности» театра величина гонорара постановщику является далеко не самым незначимым фактором. А как же зрители, о которых я ратую? Хорошо, если зовут маститейшего ветерана российской режиссуры Аркадия Каца – тут и качество спектакля, без сомнения, гарантированно окажется высочайшим. А если безызвестных молодых, которые и актерам толком дать ничего не могут, и конечный результат только огорчит искушенную копыловской режиссурой ульяновскую публику?

Конечно, официальная причина ухода Копылова – его болезнь. Однако в этом объяснении, возможно, кроется некое лукавство. Ведь болеет режиссер уже много лет, и это никогда не мешало маэстро ставить крупномасштабные экзистенциальные «полотна», удостаивающиеся самых высоких оценок на театральных фестивалях разного уровня (даже за минувший сезон он поставил сразу несколько новых спектаклей – «Мнимый больной», «Блажь»). Вообще, о его творчестве критики всегда говорили практически исключительно в восхищенных тонах. Да, как и у любого большого Мастера, у него трудный характер, и это иногда негативно сказывалось на актерах, особенно на репетициях, но такова уж нелегкая природа театрального творчества. С другой стороны, критики всегда отмечали высочайший уровень режиссуры, сложность выбранного драматургического материала и, как это ни парадоксально, полное одобрение этого философского, некоммерческого взгляда режиссера местной публикой. Режиссер брался даже за такие пьесы, которые никогда не ставились на отечественных подмостках («Дьявол и Господь Бог» Сартра, например), и, между прочим, постоянно поднимал проблему власти (вспомните хотя бы его серию спектаклей про коронованных особ). А все потому, что за десятилетия руководства облдрамой Копылову удалось «построить Театр-Дом» (одно из любимых выражений критиков, иллюстрирующее то самое желаемое чиновниками «единоначалие», только под эгидой творчества, а не коммерции), воспитать несколько поколений «своего» зрителя, не привыкшего к «дешевым» темам, таким распространенным нынче в провинциальных театрах практически по всей России. И в этом смысле ульяновцам, без сомнения, очень повезло. Процесс деградации театрального репертуара коснулся нас (в отличие от других городов) пока в очень незначительной степени. А вот в какую сторону поведут корабль облдрамы дальше, пока неизвестно… И в какой степени в определении курса театра будет участвовать Копылов, фактически, создавший этот коллектив в том виде, в каком он еще сохраняется сегодня, неизвестно тоже. Разумеется, Юрий Семенович займет почетную должность Президента театра, предложенную ему, однако, чем это будет в реальности, пока представляется неясным. Уж очень что-то напоминает ссылку в «свадебные генералы». Российская театральная история насчитывает множество неразрешенных режиссерских конфликтов (в том числе достаточно фатальных) с актерами или властью, когда первые лица театров вынуждены были оставлять «старые стены», но чиновники от региональной культуры, видимо, с этим не знакомы. А следовало бы изучить…

Конечно, сегодня театр готовится к новому сезону – ставит «Фрегат «Палладу» Гончарова. Премьера состоится осенью на одном из фестивалей. Однако, кажется, «датский» Гончаров (то есть поставленный преимущественно из соображений продвижения одного из региональных брендов, к юбилею нашего земляка), которым столь изобилует в последнее время репертуар ульяновского театра, не способен заменить Шекспира, Пиранделло, Островского, Чехова, Шеффера, Толстого, Мольера, Гауптмана и т.п. – все то, что ставил на сцене нашего театра Юрий Копылов.

Одно понятно – курс на смещение руководящих кадров в отрасли, взятый нынешним руководством Департамента, неизменен. Постепенно сменяются только старейшие и опытнейшие руководители Дворцов и Домов культуры, театров, библиотек. Мне возразят: но по статистике, вроде бы, кадры в отрасли не становятся хуже. Просто смешно… Очевидно, что, когда речь идет о творчестве и масштабе Личности, мерить их глубину простым соотношением приходов и увольнений по учреждениям просто нелепо. Кто же приходит на смену представителям «старой школы», многие из которых считали культуру своим призванием, попали в Ульяновск еще по советскому распределению и имеют не просто высшее – «высокое», не местное «культпросветучилищное» образование? Пройдите по коридорам самого Департамента, по тому же театру, другим подведомственным учреждениям и увидите множество управляемых неофитов из числа вчерашних студентов, которые о культуре, так иногда кажется (до того, как почти нежданно-негаданно попали на «ответственную» работу), слышали, наверное, только по MTV. Но не их, переносящих формальные местечковые планы и отчеты с места на место, мне сегодня жаль – остается только посочувствовать ульяновцам (автор этих строк тоже относится к числу азартных зрителей), кыоторые, увы, все чаще рискуют получить непрофессиональный культурный продукт. «Оазисов» настоящего искусства, кажется, становится меньше…

София МОРЖОВА